Не механическая работа!
А вот удивляться… удивляться пришлось. Казалось бы, на операционном столе лежит пациент, врачи делают чисто механическую, отлаженную, доведенную до автоматизма работу. Пациент под наркозом и ничего не чувствует. Между тем время от времени сестра-анестезистка заботливо гладит девочку по голове, врач-ассистент, отходя от стола, берет Машу за руку, все так трогательно и «не механично» (как я себе представляла)… Неожиданно. Какой уж тут ставший притчей во языцех медицинский цинизм?…
Операцию проводит Арсен Осипов – заведующий отделением травматологии и ортопедии Краевой детской больницы, доктор медицинских наук, профессор, главный детский травматолог и ортопед Алтайского края. Периодически он отвлекается на меня короткими фразами: «Таня, все нормально?». «Да!», – стараясь не отвлекать доктора, тоже кратко говорю я.
«Да…», – только так и могу я выразить все свои эмоции, выходя спустя час в коридор из операционной, где проходила уникальная операция…
Девочка Маша, которая уснула с улыбкой, с первого года жизни страдает от редкой болезни Блаунта – Эрлахера – Биезиня, причина которой до сих пор точно не известна. Рассказать о ней доступно неподготовленному человеку непросто. Эту болезнь также характеризуют как «деформирующий остеохондроз большеберцовой кости», дисплазией (нарушением) проксимальной ростковой зоны большеберцовой кости. Чаще всего эта болезнь поражает девочек.
По сути, проявляется так: малая берцовая кость продолжает расти нормально, а большеберцовая кость медленно. Когда ребенок начинает ходить, нагрузка на неправильно формирующиеся кости усиливается, центр тяжести смещается, деформация усиливается, процессы некроза усугубляются.
Происходит компрессионный перелом костных балок. Если ребенка не оперировать, происходит укорочение одной конечности относительно другой (если деформация односторонняя, на одной ноге), нарушается осанка, нарушается коленный сустав, который может замкнуться, больные инвалидизируются. Что говорить об эстетической стороне вопроса…
Мы ему верим!
– Наша Маша всегда в колготках, юбочках подлинней… Она, конечно, не понимает этого пока, все хочет в мини-юбках походить... – Рассказывает ее мама Татьяна Белоущенко. – Из-за болезни у нее искривлена нога, появилась хромота. И на образе жизни это, конечно, отражается: Маша не может, как все дети, бегать, прыгать – нагрузки большие ей допустить нельзя, быстро устает... С первого дня жизни мы по больницам и все надеемся, что когда-то это закончится. Арсен Ашотович дает нам на это большую надежду, и мы ему верим.
Еще бы, ведь Арсен Осипов разработал и внедрил новый метод оперативного лечения болезни Блаунта. Маша, на операции которой я присутствовала, стала его четвертой пациенткой.
– Эта операция относится к высокотехнологичным видам медицинской помощи. Особенность ее в том, что тут не бывает копий – каждый больной – уникален. У каждого разный угол деформации. Операция выполняется под жгутом, чтобы не было кровотечений. Мы обнажаем кость и начинаем заниматься тонким ремеслом... – говорит Арсен Осипов.
«Ремесло» это на языке медиков называется «подмыщелковая корригирующая многоплоскостная остеотомия верхней трети большеберцовой кости с пластикой суставного плато и фиксацией спицами Киршнера и Бека.
Главная задача – исправить ось большеберцовой кости, чтобы выправить ось всей конечности. Кроме того, необходимо снизить интенсивность роста малой берцовой кости – если она будет расти меньше, будет препятствовать появлению новой деформации.
Ведь 8 лет у ребенка – это период активного роста, во время скачка роста важно, чтобы рост большеберцовой и малой берцовой костей был симметричен.
– И так до 18-19 лет, до момента окончания роста в длину, мы должны за ребенком постоянно следить. Иногда приходится вмешиваться по 2-3 раза – делать дополнительные небольшие операции, чтобы сохранить гармоничный рост конечности. В этом сложность болезни.
По при всей сложности метод, внедряемый в Краевой детской больнице, дает возможность детям пусть и с трудом, и затратив долгие годы, но все же не стать инвалидами и вести полноценную жизнь!
P. S. Побывала на этой операции я на минувшей неделе, в канун Дня Медицинского работника. Разговаривая с мамой Маши, я спросила, не хотела бы она что-нибудь пожелать врачам, поздравить их с поздравить их с праздником.
Татьяна Белоущенко не удержалась и заплакала. А потом сказала: «Большое спасибо Арсену Ашотовичу – это человек, который не просто как врач, как человек внушает надежду. Дети настолько ему рады! Он и подойдет, и пошутит, и построжится… Огромное спасибо ему и за работу, и за его человечность! Весь коллектив: и врачи, и медсестры, и весь персонал – удивительные, доброжелательные люди! Благодаря им здесь уютно и комфортно
находиться. Хочу пожелать им всем профессионального роста, всех человеческих благ, и зарплаты побольше! Ведь люди отдают столько своего сердца, труда, жизни, не считаясь с чем-то личным!».
Мы присоединяемся к словам Татьяны Белоущенко и поздравляем всех медицинских работников с профессиональным праздником!