Мы расспросили о ней Михаила РОВЕНСКОГО, известного в Барнауле создателя клипов для местных артистов и спортсменов.
Клиповые возможности
– Как правильно вас называть, клипмейкер или видеограф? Вообще, равноценные ли это понятия?
– Понятие видеографии намного шире. В нём можно выделить несколько направлений: рекламное, событийное (например, съёмка свадеб) и, собственно, музыкальное. Событийное направление больше ориентировано на частное лицо (одного или нескольких человек), рекламное и музыкальное, как правило, предназначено для массовой аудитории. Так что, я, скорее, видеограф.
Ведь музыкальные клипы – только часть того, чем я занимаюсь. Мне нравится заниматься этим, но в Барнауле пока мало музыкантов такого уровня, при котором им можно было бы снимать клипы. Но сейчас люди, которые занимаются музыкой профессионально, постепенно приходят к этому через Интернет.
Медведь бродил по городу во время съемок клипа про Барнаул >>
– Как давно занимаетесь видеографией? И что изначально привлекло в этой работе?
– В этой сфере я четыре года. Если иметь в виду, что «заниматься профессионально» = «заниматься как основной профессией», то занимаюсь профессионально. Специально делу нигде не обучался. Всё постигал сам, разумеется, при посредстве наставников. Хотя сказать, что я – абсолютный самоучка, наверное, тоже нельзя.
Я закончил Алтайский технический университет, и моя специальность в некотором смысле не чужда нынешней деятельности. А что изначально привлекло… В детстве смотрел огромное количество фильмов. Когда стал старше, лет в 20, у меня возник вопрос: «Что происходит по ту сторону камеры?». Мы видим определённую картинку, когда в кадре, к примеру, два человека. Но ведь на самом деле, над появлением подобной картинки работают человек тридцать! Мне стало интересно, как это воспринимают другие люди, участвующие в создании этой картинки. Весь процесс от изначальной задумки до воплощения её захватил меня…
Долой стереотипы!
– Таким образом, помимо музыкальных клипов вы занимаетесь…
– Традиционно – съёмками свадеб. Сейчас от этого всё больше ухожу, ведь «свадебный формат» достаточно стереотипен и даёт весьма малый размах для креатива. Хотя и здесь, если к делу подойти творчески… У большинства заказчиков существует клише: свадьба – цветочки, объятья, поцелуи и всё.
Немногие готовы к другому формату, но бывают творческие заказчики. Недавно один такой человек, отпраздновав свадьбу в Барнауле, предложил снять ролик о праздничном событии в Белокурихе. Снимали на камнях романтическое видео про влюблённую пару, получилось весьма оригинально.
В последнее время делаю большое количество репортажей с различных конно-спортивных праздников. Не так давно я начал заниматься клубными отчётами. Это достаточно новое явление не только для нашего региона, но и для России в целом. В итоге выходит своеобразный музыкальный мини-фильм о конкретном мероприятии.
– Приходилось ли снимать рекламные ролики?
– Я работал в качестве оператора. Сама по себе реклама меня привлекает мало. У меня в эту сторону не работает голова: как совместить креативность с необходимостью «протолкнуть» некий товар, как при этом уложиться в весьма ограниченные время и бюджет.
Знания, желания, стремления
– В видеографию на заре её возникновения люди в основном приходили из кинематографа. Существовало представление, что видеофильм – своеобразное маленькое кино. Нет ли желания в перспективе пойти обратным путём – снять художественный фильм?
– Разумеется, желание есть! Я первоначально и пришёл в это дело потому, что меня заинтриговало, как делается художественный фильм. В максимуме хотелось бы поучаствовать в съёмке в качестве режиссёра. С другой стороны, существует авторское кино, в котором один человек нередко выступает и в роли сценариста, и в роли режиссёра, и в роли оператора, и в роли монтажёра. Всем понемногу занимаюсь и я.
Но, говоря откровенно, режиссура – пока не мой конёк. Уверен, к этому нужно прийти не только морально, но и в смысле познаний. Одного желания снять кино мало. Но я, конечно, хочу и стремлюсь к этому. Кроме того, огромное значение имеет работа с командой единомышленников. Как-то я снимал клип всероссийски известному рэперу Мише Маваши. подбирал людей по принципу: участвует тот, кому интересно, в итоге люди отнеслись несерьёзно к делу, и ничего не вышло.
– Чем, кроме временнОй протяжённости, видеоролик отличается от, скажем, художественного фильма? Особенностями восприятия зрителем? Чем-то ещё?
– Особенностями восприятия, да. Помимо этого в клипе чаще всего присутствует одна тема. Иногда – некая маленькая история, мини-сюжет, иногда одна конкретная эмоция. Музыкальный клип, в принципе, может быть бессюжетным.
В художественном фильме, кроме ведущей темы, сосуществует несколько подтем. И сюжет, даже когда на первый взгляд кажется, что его нет, быть должен. Фильм предполагает эмоциональное развитие. Клип – не обязательно. Главное – порождать эмоцию, настроение правильно поданной картинкой.
Любимый «многоликий» монтаж
– Видеография – многокомпонетный процесс. Есть ли любимый «компонент» в этом процессе?
– Мне особенно близок монтаж. Эффект деятельности монтажёра – целиком – зависит от его творческих возможностей. Мы снимали клип Жене Вилль. Одна девочка ей снимала одно, мы – другое, а монтажёр сначала сделал вообще третье, а потом переделал и в четвёртый раз, в финале результат был опять новый и совершенно иной! Каждый раз будто смотришь абсолютно другой клип, хотя при монтаже использовался один и тот же отснятый материал!
Достижения и планы
– Расскажите о самом новом из недавно сделанного и о том, над чем работаете сегодня?
– Относительно завершённого недавно, это был спортивный клип об алтайском бодибилдере, призёре края и Сибири по бодибилдингу и паэурлифтингу Дмитрии Тимофееве. Я пришёл в зал, увидел, как занимается человек, и «загорелся». Безо всякого бюджета, но увлечённые, мы сняли клип, я его смонтировал и запустил в Интернет. Оказалось, видео набрало более 100 000 просмотров!
Думаю, тут «подкупала» искренность героя клипа: когда поднимаешь такие тяжести, не можешь притворяться.
Если говорить о том, что делается, то сейчас идёт полным ходом работа над клипом на песню Льва Шапиро «Алтайский ветер», в котором также принимает участие знаменитый Владимир Кислов, другие известные музыканты. В конце июня мы ездили на съёмки в Горный Алтай. Это была крайне увлекательная работа. А что касается планов… Работать, работать и работать. Точнее, работать, учиться, работать. Совершенствоваться.