Примерное время чтения: 8 минут
768

Стендовый моделизм в Алтайском крае живёт с опорой на собственные силы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. "АиФ-Алтай" 10/09/2014
Олег Федотов / Из личного архива

Десятка энтузиастов

В слёте моделистов приняли участие мастера из Алтайского края, Кузбасса, Новосибирской и Омской областей, Красноярского края, Казахстана, а также гости из Иркутска, Читы и Томска. Организатором мероприятия выступил Алтайский краевой историко-технический клуб стендового моделизма «Пластмастер».

О том, чем живут сегодня моделисты Алтая, мы поговорили с Олегом ФЕДОТОВЫМ, основателем и руководителем краевого клуба.

Досье
Олег Федотов. Первую свою модель, бумажный самолет Ту-144, Олег Федотов сделал в третьем классе школы – с тех пор моделизм стал увлечением на всю жизнь. В начале 2000-х годов он организовывал и вёл детские кружки моделизма, а сейчас активно пропагандирует увлечение среди людей любого возраста. Любимая тема в моделизме – авиация Второй мировой войны.

– Олег Владимирович, почему Барнаул стал третьим городом в стране, где появился официально зарегистрированный клуб моделистов?

– О том, что мы стали третьей официальной некоммерческой организаций моделистов в стране, мы поначалу не знали. Процесс объединения усилий моделистов диктовался нашими региональными условиями. Клуб появился четыре года назад, а три года назад он получил официальный статус.

Конечно, моделизм как явление начался в крае не с нас – ещё в советские годы в Барнауле существовал клуб моделистов, который располагался в ДК Котельного завода. Затем он несколько раз переезжал и, на волне рыночных преобразований, в итоге распался. Но сами моделисты никуда не делись – они продолжали заниматься своим хобби у себя дома. И, конечно, хотелось встречаться, общаться, передавать свой опыт другим.

Фото: Из личного архива / Олег Федотов

Лет семь назад, когда меня позвали на слёт моделистов в Новосибирск, а затем и в Кузбасс, я вновь загорелся идеей объединения моделистов города. Сначала три человека организовали неформальный клуб и на свои сбережения стали снимать помещение для занятий, потом уже десять человек выразили готовность оплачивать аренду из своего кармана – для троих это было слишком накладно. Позже мы решили оформить клуб официально, чтобы в городе и крае нас знали, и, может быть, когда-то и в чём-то помогали. Скажу честно, с помощью от официальных органов пока сложно, тем не менее клуб работает и организует уже четвёртый слёт моделистов Алтайского края и Сибири.

– Есть ли отличие в развитии моделизма в разных регионах?

– В Новосибирске и Новокузнецке слёты моделистов поддерживает местная администрация. В ряде регионов клубам выделяют муниципальные помещения, достаточно просторные. Но в большинстве областей Сибири клубы моделистов – это продолжение дет- ских организаций. А у нас клуб был организован взрослыми людьми, самостоятельно, без сторонней поддержки. Если же говорить в целом о мировой ситуации – то организованные моделисты есть во всех странах, но особенно много их в Чехии – там слёты, выставки, конкурсы моделей проводятся часто и с широким размахом.

Фото: Из личного архива / Олег Федотов

Желание удивить

– В Барнауле много моделистов?

– Тех, кто занимается этим для себя достаточно много. Тех, кто увлечён моделизмом очень серьёзно, знаю около 20 человек. Костяк нашего клуба – 10-12 человек. Кто-то уходит – ведь разные жизненные ситуация бывают – кто-то приходит. Часть из ушедших всё равно возвращается.

– А дети в клуб приходят?

– Дети к нам приходят, но заниматься с ними мы можем только по воскресениям, когда родители сами хотят пообщаться с ребёнком. Желающих много. После выставок вал звонков от родителей и самих детей, с вопросами, как можно заниматься в клубе. Даже девочки иногда спрашивают. Мы объясняем всем наши возможности. Некоторые дети остаются, некоторые уходят – кто-то посидел, поделал что-то, и ему не понравилось. Но некоторые загораются так, что остаются в клубе на многие годы.

– Многие мальчишки пытаются делать модели техники, но увлекаются всерьёз этим единицы. От чего это зависит?

– Что-то заложено в человеке. Кому-то действительно интересно работать с мелкими деталями, что-то точить, красить. У увлечённого моделизмом человека вырабатывается такая привычка что-то делать, собирать, что в дни вынужденного безделья он чувствует себя дискомфортно.

Помимо развития мелкой моторики моделизм требует развития знаний истории, техники, чертежей. За каждым самолётом, кораблём, воплощённым в пластике, целый пласт фактов об их конструкторах, создании, применении, особенностях.

Фото: Из личного архива / Олег Федотов

– Можно ли по готовой работе угадать, кто её делал?

– По лучшим моделям можно определить. По качеству изготовления или окраски можно сказать, кто на это способен. Может быть, не конкретный человек, а два-три возможных мастера. Авторство в мелочах – один пройдётся кистью небрежно раз, другой наложит 10 точных мазков.

– Моделисты, как художники, не ревнуют к чужим работам?

– Каждый моделист хочет удивить другого моделиста. Некоторые говорят, что собирают для себя, но это лукавство – показать свою модель хочется всем. Чтобы пришёл человек, который в этом разбирается, такой же «маньяк», как ты, и застыл в восхищении.

Меньше, но больше

– У моделистов есть специализация по технике?

– Чаще всего да. Обычно человек пробует разные варианты, но останавливает свой выбор на одной теме. Для меня это самолёты. Да, я могу сделать модель танка, скажем, на заказ, но для меня это не так интересно, как самолёты второй мировой войны.

– Какие качества важны для моделиста?

– Усидчивость, интерес к знаниям, к истории. Привлекают не только модели, но и всё, что связано с историей – и солдатский ремень, и каска второй мировой войны, всё, что несёт свой отпечаток времени.

– Модели российского производства котируются в среде мастеров?

– Российские модели дешевле и через них проходят все моделисты. Их приходится дорабатывать, подгонять. Но так же приходится дорабатывать и западные модели. С опытом приходит понимание: модели каких фирм качественнее, удобнее в работе. У каждого вырабатываются пристрастия.

– Раньше интерес к моделизму был выше?

– В прошлом моделизм поддерживался государством, кружки были во всех домах пионеров, а у детей не было компьютеров. Зато сейчас больше возможностей для моделизма – есть много моделей, разных производителей, есть интересные краски, новые технологии, возможность посмотреть мастер-классы в Интернете. Поэтому можно сказать, что моделизм развивается теперь не количественно, а качественно.

– Сколько времени уходит на одну модель?

– Собирал на конкурс модель японского самолёта и специально фиксировал время – на него ушло 75 часов чистого времени – тех, что работал над моделью. Можно собрать за вечер, но качество будет не на высоте – на выставке твоя модель никого не заинтересует, а друзья укажут на ошибки.

– Стоит ли популяризировать моделизм в крае?

– Имеет смысл увлекать этим детей, чтобы мальчишки пробовали сделать что-то своими руками, интересовались историей. Навыки, приобретённые в моделизме, пригодятся потом в жизни во многих случаях.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах