Первые объявления, приглашающие на работу в интернете, стали появляться в начале нашего столетия. Воспринимались они большинством людей весьма настороженно. С одной стороны, всемирная паутина не имела той распространённости, что сейчас, с другой – пребывая в царстве маркетинговых пирамид, люди опасались очередного обмана.
О том, что представляет собой фриланс сегодня, каково его будущее, мы поговорили с Надеждой Бирюковой, филологом и журналистом, человеком, профессионально знающим эту сферу.
Осознанная свобода
– По образованию ты – филолог. Почему не преподавание в школе, не наука, не работа в газете, а фриланс?
– Начну немного с другого, с того, как я сама понимаю фриланс. По-моему, фриланс имеет отношение не столько к какой-то конкретной профессии – заниматься можно чем угодно, – сколько является альтернативным образом жизни. На сегодняшний день основными сферами фриланса являются журналистика, IT, различного рода дизайнерские услуги, консультирование, фото-видео услуги и т. д. Привычно, когда человек «прикреплён» к конкретному месту работы, у него есть определённый график, стабильность, начальник. До определённого времени я была журналистом, а чуть позже редактором одного из изданий в медиа-холдинге. Так вот, в какой-то момент у меня появилось чувство внутреннего дискомфорта, некоей абсурдности своего профессионального существования. И дело не только в том, что нужно было вставать каждый день в 7 утра, чтобы ровно к 9 быть в офисе на работе. Некоторая механистичность жизни угнетала, хотелось как-то выйти из этого алгоритма «дом-работа-дом». Ну, и хотелось как-то расширить профессиональные горизонты, попробовать себя в чём-то новом. Меня стала неприятно удивлять необходимость обязательного присутствия на рабочем месте, «от звонка до звонка», вне зависимости от того, есть у меня конкретное задание или нет. Получалось какое-то бесцельное, нерациональное использование времени. С момента, как я «пустилась в свободное плавание», появилась возможность больше путешествовать, заниматься тем, что мне по-настоящему интересно, в общем, распоряжаться временем по своему усмотрению.
– В какой сфере фриланса занята ты?
– Я занимаюсь, в основном, копирайтингом, в большинстве своём рекламного и презентационного характера. Интернет постоянно пополняется новыми сайтами, а они, в свою очередь, требуют соответствующего вербального оформления. Подчас создатели сайтов недооценивают значимость работы хорошего копирайтера. Мы живём в век высоких технологий, где приоритет отдан визуальному восприятию, однако силу слова никто не отменял. Даже интернет-магазины, предлагающие различные товары, не могут состоять из одних картинок. Люди, которые это понимают, не экономят на качественных и профессиональных текстах.
«Нережимные» люди
– Фрилансом могут заниматься лишь люди определённого склада?
– Скажем так, это люди, которые не склонны подчиняться единому общему режиму, а имеют свой собственный. Которые могут и умеют работать вне коллектива. Те, что в традиционном понимании, возможно, не любят дисциплину, но обладают чётко отлаженной самодисциплиной, редкой способностью подчиняться не кому-то, а самому себе. Многие, когда впервые слышат о фрилансе, говорят: «Ух, ты, как здорово! Начальника над тобой нет, не хочешь – сегодня не работаешь...». И это всё так. Ты действительно устанавливаешь себе режим работы такой, какой хочешь. Однако дедлайны никто не отменял! Ведь у каждого проекта имеются строго регламентированные сроки. Будешь ли ты ежедневно работать по чуть-чуть, оставишь ли всё на последний день, чтобы «на адреналине» сделать материал – твоё личное дело. Так что это оборотная сторона фриланса, и далеко не всем она может оказаться по нраву: чем больше свобода, тем большую ответственность она предполагает.
– Корректно ли говорить, что работать фрилансером выгоднее?
– Здесь бы я вообще не стала употреблять слово «выгоднее», всё-таки выгода – это понятие индивидуальное. Скорее, это вопрос приоритетов, что тобой движет: желание обрести новые знания, так или иначе выразить себя или просто заработать денег. Если говорить непосредственно о материальной выгоде, то всё зависит от конкретного человека. Сейчас огромное количество возможностей заработать в интернете.
Светлое будущее
– На твой взгляд, большое ли будущее у фриланса?
– Безусловно, будущее есть. Фриланс, так или иначе, «завязан» на онлайн-работе, а поскольку интернет-технологии развиваются с каждым днём, фриланс как вид деятельности как минимум останется, а как максимум, будет приобретать большую значимость и распространённость. Поэтому для людей, которые не привыкли жить в так называемом «режимном варианте», открываются, на мой взгляд, бескрайние возможности. И ещё одна важная деталь фриланса, о которой не стоит забывать, – он выгоден обеим сторонам (заказчику и исполнителю). Если говорить о финансовой стороне дела, то работодателю нередко гораздо выгоднее платить специалисту-фрилансеру за конкретно выполненный продукт, чем содержать штатную единицу, которая, к тому же, может иметь весьма сомнительный КПД.
Что касается меня, сегодня мне интересны сферы фриланса, связанные с культурными проектами, проведением PR-кампаний. Но об этом много говорить пока не буду, это в ближайших планах. Но если ты хочешь быть востребованным фрилансером, без повышения своего профессионального уровня не обойтись.
Справка
Фрилансер (freelancer – свободный копьеносец, вольный стрелок) – человек, не состоящий в штате какой-либо компании, он самостоятельно выбирает себе заказчиков и устанавливает график работы. Можно сказать – свободный художник. Термин «фрилансер» впервые употребляется Вальтером Скоттом в романе «Айвенго» для описания «средневекового наёмного воина».
14 мая в России отмечается День фрилансера. В 2005 году в этот день была образована одна из первых российских бирж фрилансеров.