– Самых разных историй, которые происходили у меня на глазах, я вам могу рассказать очень много. Но в последнее время они практически все заканчиваются смертью, – говорит социальный работник Центра СПИД Елена, наркозависимая, которая в настоящее время не употребляет наркотики. Ей действительно есть что рассказать: и о том, как в 15 лет начала употреблять марихуану, постепенно перешла на инъекции, а потом, спустя 10 наркотических лет, пытается вернуться к нормальной жизни. И о том, как и куда уходили люди из ее окружения, которых зависимость не отпустила.
Но не эти реалии в последнее время ее, теперь работающую в центре СПИД с наркозависимыми по принципу «равный равному», ее особенно волнуют. Изменение «пристрастий» алтайских наркоманов, а именно, потребление нового для нашего региона, более коварного, чем героин, наркотика дезоморфин, уничтожающего человека за несколько лет, вызвавшего то, от чего наш регион в последние годы ушел, – всплеск ВИЧ-инфекции – вот о чем Елена говорит «это страшно!».
Слабоумие уже в первые недели
Не секрет, что инъекционная наркомания и ВИЧ – прочный тандем. За все годы регистрации ВИЧ-инфекции парентеральным путем (через укол) при немедицинском введении наркотиков инфицировалось 76% больных ВИЧ-инфекцией. В 2010 году этот показатель снизился до 64%. Из тысячи обследованных наркопотребителей ВИЧ-инфекция была выявлена у 27, что в 1,6 раза меньше, чем в 2009 году.
Казалось бы – положительная наметилась тенденция, но нет, после того, как в регионе были перекрыты основные потоки героина, и приобрести его стало практически невозможно, в мае прошлого года на Алтай пришел новый наркотик – дезоморфин. Зависимость от него формируется очень быстро, уже после 3-5 инъекций внутривенно – в 4-6 раз быстрее, чем при употреблении героина.
А по своим разрушительным последствиям он превосходит героин: меньше, чем через три месяца потребления на месте уколов появляются глубокие язвы (отсюда второе название дезоморфина – «крокодил»), начинается обширный процесс воспаления вен и образование тромбов. Все тело покрывают гноящиеся язвы, и начинается гангрена конечностей, которая часто заканчивается их ампутацией. От токсинов, содержащихся в наркотике, у зависимых страдают клетки мозга, уже в первые недели потребления развиваются энцефалопатия (слабоумие), поражение цент- ральной нервной системы, психические расстройства, снижается концентрация внимания.
– На дезоморфин подсаживается молодежь (средний возраст его потребителей – 24 года, – прим. авт.), на него перепрыгнули те, кто не может достать героин, – говорит соцработник Центра Елена. – Поэтому я убеждена, что необходимо запретить продажу кодеинсодержащих препаратов без рецепта.
Что ни день, то смерть
С октября прошлого года на базе Алтайского краевого центра по профилактике и борьбе со СПИДом реализуется «Комплексная программа по профилактике и лечению социально обусловленных заболеваний среди инъекционных наркотиков» при финансовой поддержке Некоммерческого Партнерства «ЭСВЕРО».
Работают стационарный и мобильный пункты «Доверия» для оказания социальной и психологической помощи наркозависимым. Обратившись в Центр СПИД, они могут бесплатно сдать анализы на ВИЧ, гепатиты, сифилис и другие заболевания, получить направление на консультации к врачам (наркологу, гинекологу, дерматологу, венерологу, инфекционисту), помощь юриста, психолога, соцработника, восстановить документы, устроиться на работу (СПИД центр сотрудничает с центром занятости).
Команда аутрич работников, в том числе и таких, как Елена, знающих эту среду не понаслышке, работает в «поле», устанавливая контакты с целевой группой и привлекая их в Программу. Ежегодно ею охватывается от 1500 до 2000 наркозависимых. Она постоянно посещает своих «подопечных», правда, чаще всего оказывается, что посещать уже некого.
– Мы выезжаем в места средоточия наркозависимых. Наша целевая аудитория – наркозвисимые и «секс-работницы». Раздаем им специальную литературу, направления к врачам, – говорит врач по профилактике и борьбе со СПИДом Светлана Федина. – Но все чаще оказывается, что выезжать не к кому. На прошлой неделе мы собрались посетить часть находящихся на нашем учете наркозависимых секс-работниц, но оказалось, что они (семь из 10) умерли…
Изменить ситуацию можем мы все
– Дезоморфинщики живут недолго – года три, – говорит главный врач Центра, Заслуженный врач РФ Ленар Султанов. – Но страшно еще и то, что сменился способ потребления наркотика, из-за чего ВИЧ в среде наркозависимых распространяется моментально. Доза действует всего час-два, процесс «приготовил-ввел» практически непрерывен, и наркозависимые почти не выходят из помещения. И если в их среду попадает ВИЧ-инфицированный, они все инфицируются – жидкость одна, в одной емкости, часто вводится одним шприцом...
– Необходимо работать с подростками, молодежью, воспитывать у детей здоровые духовные потребности. А не допустить распространения этой гадости можем все мы: вы, я, родители, школьные учителя. Если не будем равнодушными, – убежден Ленар Султанов. – Ведь когда у вас за стенкой притон, вы не сможете этого не страшный запах «химии», в квартиру толпами ходят сомнительные люди, в подъездах валяются шприцы… Не надо оставлять это без реакции. Ведь, по статистике, за год один наркопотребитель вовлекает до 7-10 «новичков». Это надо понимать…
На заметку!
Телефон доверия РУФСКН РФ по Алтайскому краю (3852) 66-70-11.