aif.ru counter
29

Единый вектор необходим?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. АиФ-Алтай 27/10/2010

- Муж работает в компании, где шеф, помешанный на построении «корпоративного духа, культуры, идеологии и прочей «корпоративности» неустанно фонтанирует безумными идеями. Вместо того, чтобы спать до обеда в законный субботний выходной, летом мы всей семьей вынуждены «добровольно» участвовать во всевозможных веселых стартах, зимой – вставать на лыжи…

Не успела я адаптироваться к этим особенностям работы супруга, как у меня самой стало происходить нечто подобное – перешла на работу в компанию, где руководство также поглощено идеей «корпоративного духа». Правда, понимает его иначе – раз в месяц у нас всевозможные алкогольные корпоративные вечеринки, отсутствие на которых, – моветон… - рассказала недавно при встрече экс-коллега.

И заставила задуматься, а действительно, что это за популярное и уже не новое веяние в современных компаниях – насаждать, порой странными методами, «корпоративный дух». Об этом мы говорили с директором центра развития персонала, бизнес-тренером, доцентом кафедры экономики, социологии, труда и управления персоналом АлтГУ Еленой Толкуновой.

Мы с тобой одной крови…

- Попытки культивирования руководством «корпоративного духа» нередко воспринимаются сотрудниками, как посягательство на личную свободу. А «рекомендательно-обязательные» методы вовлечения людей в какие-то мероприятия вызывают, скорее тихое раздражение, чем помогают сплотить команду…

- Судя по вашим словам, есть путаница в нашем сознании при соотнесении понятий «корпоративный дух» и «коллективность». Корпоративный дух создается для достижения высоких целей компании. Подумайте сами, организовывая какое-то сложное мероприятие, например, подъем в горы, вы хотите быть уверенными в том, кто будет идти рядом с вами в одной связке? Кто вас будет страховать, кто готовит вам средства, необходимые для этого подъема, кто будет готовить для вас еду, кто будет вас инструктировать? Вы хотите быть уверенными в этих людях?

Так и любое серьезное мероприятие, которое проводится людьми, требует особого состояния духа, сознания. Именно это и называется «корпоративным духом» - когда люди, работающие над единой целью, высокой целью, приходят в такое общее состояние, которое мы обозначим, как мобилизация, целенаправленность, особое отношение друг к другу, взаимопонимание и взаимовыручка. Потому что ни одна высокая цель не может быть достигнута просто.

И «корпоративный дух» дает нам ощущение, что тот, кто справа, слева, спереди, сзади, нас не предаст – это те люди, на которых мы всегда можем опереться. А то понимание, которое вы только что транслировали, связано с другим понятием, возникшем у нас раньше, – «коллектив» - это ощущение, что я могу неформально пообщаться с тем или иным человеком и он мне практически приятель.

Когда я прихожу на работу и чувствую определенную свободу в отношениях – открытость людей, их способность входить друг с другом в контакт, отсутствие коммуникативных барьеров – это связано больше с особой коммуникативной культурой, которую путают с корпоративным духом. Но обратите внимание, когда я говорю о коммуникативности, коллективности, это скорей комфортное состояние, которое желают испытывать люди, приходя на работу.

Не секрет, что, работая вместе долго, на протяжении 8, 10, а то и 12 часов в сутки, нам хочется чувствовать, что рядом с нами такие же, как мы люди, с которыми мы хотим общаться легко и свободно, без заморочек, не правда ли? Коллективность - это тоже не плохо, но здесь отсутствует главное, что отличает корпоративный дух – вектор, направленность на цель, задачу.

И когда вы говорите о разного рода мероприятиях, на которые загоняют персонал, важен вопрос: что это за программы и чему они посвящены. Если это тимбилдинг (Team Building) – командопостроение, здесь очень важен тренерский подход. В чем сам тренер видит свою задачу. Если это создание группы людей, чей общий потенциал повышается за счет объединения, чтобы «наточить» ее на решение определенной задачи, это одно.

Другое дело, если тимбилдинг направлен на то, раскрепощение людей, знакомство их друг с другом. И первая, и вторая задача важны. Ведь если мы говорим о корпорации – это, как правило, большие компании, где работает огромное количество человек. Очень часто они находятся на разных этажах или даже в разных офисах, они могут знать друг друга по служебной переписке, каким-то делам, проектам, но не знать друг-друга в лицо. А иногда, согласитесь, простое человеческое любопытство толкает нас узнать, а кто такой этот Иванов или кто такой этот Иванидзе.

И тут создание некой коллективности посредством мероприятий, направленных на знакомство людей, показать им, что все мы «одной крови» - это тоже хорошо. Но еще важнее, когда мы говорим о, действительно создании команды. Когда люди специально подбираются, тренируются, обучаются, чтобы стать большими профессионалами в определенном деле.

Тренинги открывают глаза?

- И все же в погоне за этим некоторые руководители перегибают палку.

- Не секрет, что часто люди выполняют какие-то задачи одновременно и когда они связаны одной цепью, когда хотят достичь каких-то результатов, труд каждого и результаты его труда зависят от того, что сделает другой человек. Здесь очень важно чувствовать, понимать и быть готовым помочь другому человеку.

Сейчас во многих организациях отношения между людьми построены по принципу конкуренции. Особенно в организациях, занимающихся продажами. «Мой клиент или твой клиент?!» - два менеджера по продажам кричат друг на друга и топают ногами. Например, один менеджер первым нашел клиента, переговорил с ним, но тот взял паузу. И в этот момент с ним начал работать другой менеджер и побудил клиента к тому, что он практически решился принести деньги в фирму, заключить договор. Тут первый менеджер говорит, как же так, это же мой клиент! И начинает тоже обрабатывать его. И так далее…

И кому принес деньги клиент? Благодаря чьим стараниям? Огромное количество руководителей, наблюдая, как этот клиент превращается в жертву, потому что и тот, и другой менеджер наседают, каждый хочет, чтобы клиент заключил договор именно через него, понимает – никому в организации такая ситуация не будет полезна. Поэтому руководители и стараются создать отношения между людьми, основанные на благорасположенности.

Ведь если есть установка на миролюбие, партнерство, умение сотрудничать, легче разрешать огромное количество проблем. Для того, чтобы сотрудники жили дружественно, руководители и создают какие-то тренинговые ситуации, где, лазая по деревьям, стирая ноги в кровь в каких-то ситуациях тимбилдинга, вернувшись домой, сотрудник возможно уже не стал так яростно отстаивать какие-то 500 или 1000 рублей просто потому, что будет знать – это классный парень, с ним мне комфортно, и я знаю, что будет ситуация, когда он меня выручит, я не буду отбирать у него последний кусок хлеба. Благоприятная атмосфера в коллективе – вот, что они хотят наладить.

«Перегибы» от непрофессионализма

- Но, согласитесь, все люди разные, есть индивидуалисты, которым коллективные игрища чужды. А если это еще и принудиловка…

- Согласна, насилие здесь – худший способ. И оно нужно только в том случае, если человек не понимает ничего вообще. Но тогда, с ним нужно проводить какую-то индивидуальную работу, а не тащить куда-то, где его тело будет присутствовать, а сознание отсутствовать. Я сторонник индивидуализированного подхода к тем, кто действительно специалисты, профи, люди, интересные для компании, но одиночки, индивидуалисты по натуре. Но таких не очень много.

Как правило, если мероприятие проводится интересно, масштабно, красиво, когда люди имеют возможность и отдохнуть, и чему-то научиться, и узнать друг друга, получить полезную информацию, толчок для дополнительного роста – такое мероприятие не пропустит никто. Другое дело, если оно организовано не совсем профессионально (те самые перегибы), когда от него устаешь, чувствуешь, что не подзарядился, а наоборот, разрядился, и воскресный день прошел, а завтра на работу...

Конечно, тут никто не почувствует ничего иного, кроме «ничего себе, я еще обязан был прийти, да еще (не всегда, но возможно) деньги заплатить, да еще и устал – зачем мне это нужно? Так бывает, если мероприятие непродуманно, если его организовали (внешняя компания или отдел персоналом) без учете специфики мероприятия, коллектива, понимания задач, не имея достаточного опыта… – причин тут может быть масса.

Но что плохого в мероприятиях, в ходе которых люди понимают, что их много, что они делают одно дело, важное для какой-то группы людей, города, региона или даже страны? Где они чувствуют плечо коллеги, готового его поддержать, открыть для себя кого-то с новой стороны? Когда же мероприятие воспринимается, как вы говорите, «игрища», это значит, что сама идеология до сознания людей не донесена.

Когда руководитель проводит спортивные мероприятия, движимый пониманием, что прием алкоголя разрушает мозговые клетки его сотрудников, а он требует от них новаторства, идей, которые продвинут его организацию дальше. Какие это игрища? Поиграться и донести идеологию до сознания людей, которые, может быть, психологически незрелые, - это разные вещи. Если руководитель сам психологически незрелый, он будет устраивать игрища.

- А если речь идет о банальном алкогольном празднике, в котором приходится участвовать всем поголовно?

- Я бы это никак не связала с созданием корпоративного духа. Делая выбор в сторону такого неформального общения с персоналом «под столом», руководитель должен осознавать, что это имеет отношение лишь к созданию неформальной обстановки. Не более того. Когда на следующий день люди начнут называть своего руководителя по имени и на ты, и говорить примерно так: «Леха, привет! Как дела? Ты помнишь, как вчера?..».

Да, это может быть весело, здорово, однако последствия такого мероприятия можно потом расхлебывать годами, потому что это расшатывает дисциплину, снижает ответственность, изменяет отношение к руководителю… В организации и субсидировании таких мероприятий, мне кажется, проявляется недальновидность руководителей.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество