С Людмилой Коренных мы встретились накануне международного Дня анимации, и все же разговор вышел далеко за пределы «мульт» тематики…
От смерти к крыльям
– Спектр вашей деятельности и интересов очень широк… А как получилось, что вы занялись мультипликацией? Это стало каким-то методом в вашей работе, как психолога?
– Мультипликация заинтересовала, как способ первичной профилактики наркомании. Потому что вся работа нашей организации касалась решения трудных жизненных ситуаций людей, которые к нам приходили, в том числе детей.
Знаете, у каждого человека, если формируется какое-то убеждение, то оно обязательно потом подтверждается. И у ребенка из малообеспеченной семьи, или у ребенка с инвалидностью возникает момент, когда он думает: ну да, рассказывайте, что если я буду что-то делать, у меня все получится...
А что у меня получится, если я на своей инвалидной коляске не могу выехать из своей деревни даже в Барнаул? Что из меня выйдет, если учиться мне негде? Мы стали думать, что же с этим делать, и появилась идея помочь ребенку сформировать такое убеждение, которое бы подтвердилось. Задумались, что бы такое сделать, что не каждый может, и придумали мультипликацию.
– Почему именно ее?
– Я с самого детства, лет с 10 играла в самодеятельном театре, мы сами писали сценарии, пьесы и даже занимали призовые места на краевых конкурсах. Спектакли у нас были очень интересные. Потом, когда я стала студенткой, мы с ребятами создали студенческий театр.
Когда я стала работать педагогом, опять подумала: ну как можно без театра? Собрали ребятишек, сделали театр. А здесь у нас (в организации – прим. авт.) места нет для театра. В то же время когда-то у меня был прекрасный педагог по музыке, бийский композитор Вячеслав Николаевич Жирихов, меня очень хорошо научили рисовать в педагогическом училище, потом я даже окончила курсы в Москве в народном университете как художник-оформитель.
В трудной жизненной ситуации музыка здорово помогает. А в мультипликации сходится все: и музыка, и изображение – когда мы рисуем что-то, многие цветовые варианты очень хорошо воздействуют на нас, как и музыка. Происходит прекрасная коррекционная работа.
Ребенок может всю свою боль в рисунок вложить. У нас есть девушка-инвалид, когда она пришла к нам, ей 17 лет было. В своем первом рисунке она изобразила смерть. Я упиралась против этой смерти руками и ногами. Потом махнула рукой: ну, пусть будет смерть. И она появилась у нас в фильме.
А через несколько лет эта девочка нарисовала себя в ясном-ясном небе с огромными крыльями. Вот вам разница, уход от смерти вот сюда. А ведь врачи признавали ее необучаемой (из-за специфики диагноза). Сегодня она учится в техническом училище на дизайнера. Вот вам результат коррекционной работы.
На мультиках не заработать?
– Вы только с такими детьми работаете?
– Да почему же? Нет. Но первая «команда» наша – это все «горе» района было, все местное хулиганье, «оторви да брось». Был у нас мальчик, который только в районе появлялся, каждый слышал: ну вот, идет. Так он кричал. И этот мальчик у нас в студии почему-то шепотом разговаривал. Компьютер у нас тогда был один и за ним по-очереди занимались 53 человека.
И хоть бы поцарапали его где-нибудь! Нет, они пылинки с него сдували! Заниматься же больше негде было. Так появлялись первые фильмы. И у ребят формировалось убеждение, что они могут сделать что-то такое, что далеко не каждый ребенок из богатой семьи может сделать. А когда у детей есть возможность реализоваться иначе, встает вопрос: зачем им идти в наркоманию?
Ведь когда дети потребляют наркотики, они же попросту уходят от проблем, которые у них есть. После того как укололись, они получают «прекрасное» состояние, им хорошо. В то же время они могли бы собственную жизнь построить очень интересно.
Когда ребенок научится решать свои проблемы, он научится это же «прекрасное» состояние получать по-другому. Оно будет такое же комфортное, но не будет зависеть от наркотиков.
– Вот получился мультик. И что с ним делать дальше? У него есть какая-то судьба, продолжение, помимо фестивального пути? Есть шанс попасть «в телевизор»?
– У нас фильмы есть, конечно, и авторские, когда ребенок создает свое кино по принципу: что хочу, то и создаю, и совместные, когда ребята участвуют в создании общего фильма.
Куда наши фильмы могут попасть? На фестивали или какие-то конкурсы. Например, компьютерных технологий. Но конкурс – разовая вещь и не постоянная. Хотелось бы что-то более конкретное, серьезное. Один паренек у нас из строительного колледжа получил первое место на конкурсе компьютерных технологий «Цифровой ветер», если не ошибаюсь в 2009 году.
Да, награду получил, да, хорошую, а дальше-то что? Единственное, что по окончании колледжа это может ему дать какой-то плюс при устройстве на работу или что-то в профессиональном плане. Но как таковых денег не даст.
«В телевизор» попасть можно. На кабельный канал нам предлагали, но мы отказались, потому что они требовали оплаты. На таких же условиях нам предлагали трансляции по транспортному ТВ, что крутят в автобусах, мы тоже отказались. На другие каналы мы не обращались.
Пока решили, что будем продолжать делать социальную рекламу (мы уже снимали ролики для наркоконтроля, управления МЧС, ГИБДД), а на ее базе со временем появится что-то другое – возможно, заказы по обычной, не социальной, рекламе. Для этого сформируем специальную рекламную структуру по мультипликации. Кандидаты для работы в ней есть – в основном, люди с инвалидностью, для которых это стало бы хорошим заработком.
Одиночество и вражда…
– А как вы относитесь к современным мультфильмам: русским и зарубежным?
– Мне наши мультфильмы, советские, больше нравятся. Даже сравните «Тома и Джерри» с нашим «Ну, погоди!». Там такая жестокость! То внутрь кота бомбу засунули, то у него изнутри что-то рвется – это же зверство! Или «Шрэк»… Ну как людоед может быть положительным героем?
По сути, если мы героем делаем людоеда, мы сами, по-своему, пусть не натурально, можем тоже съесть людей: задолбить их или как-то иначе уничтожить. Зачем? Поэтому такие фильмы смотреть не хочется.
Знаете, ученые проводили исследование, касающееся американских мультипликационных фильмов. И психологи, в том числе американские, пришли к заключению, что эти мультфильмы формируют одиночество, отсутствие желания создавать семью и жестокость в отношениях между людьми.
Глядя на таких выдуманных идеальных героев, хочется достичь какого-то иллюзорного идеала, а его не достичь – он придуманный, нереальный… Само собой, у ребенка это не получается и формируется убеждение, что он ничего путного сделать не может. Это же прямая дорога к суициду. Именно поэтому в Америке наблюдается тревожная тенденция: бездетные семьи, семьи, где собственных детей практически нет.
- Мне попадались другие сведения…
- Расскажу о своем опыте. Однажды я в числе десяти руководителей общественных организаций из Алтайского края, побывала в Чикаго. И там я все никак не могла понять, что не так. Позже я вдруг обнаружила, чего не достает в Чикаго: детей не видно.
Это у нас идешь по улице: то там, то там, то с мамой, то без, постоянно встречаются дети. А там их нет нигде: ни в автобусе, ни в магазине, ни на улице. В семье, в которой я была, вместо ребенка жила болонка, и детей они не собирались заводить.
Когда мы с коллегами, обменивались впечатлениями, оказалось, что только в двух семьях, где они остановились, были дети. Я стала интересоваться, спрашивать у людей: а у вас дети есть? И на этот вопрос постоянно получала ответ: нет…
Руководитель принимающей нас организации сказал: а у меня есть, могу познакомить – вот мой сын. Смотрю, а он почему-то темнокожий. Она объясняет: он из Нигерии. А второй ребенок из Колумбии. Это ее неродные дети.
Мы поехали на экскурсию в школу, встречает директор, знакомит: а вот это мои дочки. Я уже не помню, какие страны он называл, рассказывая о них, - тоже приемные…
Может, в сельской местности все иначе, но вот то, с чем я столкнулась…
Когда из Америки приехала, мне попался фильм о том, что в американских семьях люди не хотят заводить своих детей. И теперь я постоянно обращаю внимания на сообщения, что опять наших детей усыновили и увезли в Америку, что идет суд по их возвращению, что приемные родители посадили ребенка в самолет и отправили на родину, как корзинку...
Сказка – ложь, да в ней намек…
- Я правильно поняла, что все мультфильмы у вас носят назидательно-воспитательный характер?
- Только не назидательный. Вот первый фильма наш «Сказание о силе богатырской». Да, он по антинаркотической тематике. Там персонажи: Баба Яга и ее старшая сестра Смерть, которые для пропитания носятся на Русь-матушку, Змей Горыныч – сидит у них на цепи.
И вот Баба Яга прилетает с «уловом» с Руси. И собрались они делить добычу. Баба Яга вываливает ее из мешка, а в нем – алкоголики и наркоманы. И вот они одного такого начинают тягать между собой, крича: да это ж наркоша, деликатес! Дерутся из-за него.
Потом Змей-Горыныч летит на Русь, пожег все, что мог, кроме одной птицы. Она прилетела к богатырю русскому, рассказывает о беде. Он идет на бой со Змеем. Рубит голову – на этом месте возникает пачка сигарет, бьет по другой – а вместо нее банка пива, он по ней – а вместо нее бутылка водки, он рубит третью голову, а там шприц торчит.
Богатырь со злости рубит это все под корень. Тут Баба Яга появляется, собирает обрубки в мешок, убегает и вываливает их перед нашим магазином «Под шпилем», где как раз дискотека, подростки собрались. Читает она заклинания над обрубками змея, и появляются из них три зеленых молодых человека.
Они переговариваются с подростками и угощают их сигаретами, алкоголем. Кто попробовал, или упал, или убежал. И вот они наступают на подростков, и кажется, что все, спасения нет. Но в последний момент, между ними и подростками появляется тот самый богатырь – только одежда на нем поменялась, это уже современный парень.
Восклицая: «Да когда ж вы угомонитесь, злодеи?», поднимает над ними меч со словами: «За землю русскую, за силу богатырскую!». Так заканчивается фильм, и вопросительный вопрос летит – то ли это конец, то ли продолжение... Вот вам сказка, вот вам все назидание. Нет там такого: ай-яй-яй, не хорошо.
– Вы упомянули о желании развивать в городе мультипликацию. Каким образом?
– Хочу создать школу мультипликации для тех, кто желает заниматься мультипликационным кино: и для детей, и для взрослых. Сейчас наша студия разрастается по городу, появляются мини-студии то там, то там… А их руководителям порой не хватает каких-то знаний. Кого-то надо обучать компьютерным программам, кого-то раскадровке, кого-то режиссуре или писать сценарий...
Но все-таки конечная цель даже не школы, а всей работы по мультипликации – помощь детям из малообеспеченных семей или детям, которые живут в сельской местности. В деревнях, сами знаете, проблема трудоустройства стоит остро, зарплаты мизерные, а если есть инвалидность, тут, что называется, «мертвая зона».
Большая часть наших занятий связана с компьютерными технологиями: хоть в классической анимации, хоть в чисто компьютерной. И вот представьте, школа дистанционная, учиться может и ребенок, который, например, в Хабарах живет. Он полноценно участвует в создании фильма, как и все те, кто в Барнауле находятся. Получив опыт участия в совместных фильмах, он начнет делать свои собственные.
Казалось бы, подумаешь, фильм сделал, ну и куда он с ним? Но мы выбрали для обучения такие программы, которые нужны в сфере информационно-коммуникационных технологий. Например, сегодня создаются всевозможные сайты, им нужны люди, как парнишка, который с инвалидностью сидит в Хабарах и умеет снимать фильмы.
И он может подать заявку из своей деревни. Хорошо, если заказ российский, а еще лучше – зарубежный и оплата в долларах. Если учесть, что минута такого фильма стоит порядка 20 тыс. руб., а если это рекламный ролик, то порядка 10 тыс. долл., – вот вам хороший кусок хлеба для такого человека, у которого других возможностей заработать в глухой деревне нет. И он не будет зависеть от того, что не может передвигаться (если колясочник) или получить хорошее образование в городе. Вот вам выход.
Досье
Людмила Коренных родилась 4 октября 1949 года в г. Бийске. Один из ведущих психологов-практиков края. Имеет многочисленные почетные грамоты и благодарственные письма, награждена несколькими дипломами за работу в области первичной профилактики зависимого поведения в подростково-молодежной среде, в том числе Министерства образования и науки России и ЮНЕСКО.
Президент Алтайской региональной общественной организации «Образовательно-практический Успех-Центр «Хрустальный шар». Режиссер-постановщик киностудии мультфильмов «Сибиренок-мультфильм», киностудии для детей-инвалидов и инвалидов детства «Возрождение».