Приятели посещают одну спортивную секцию, оба подают надежды и оба мечтают стать знаменитыми спортсменами. Проходит лет десять- пятнадцать, и стену в комнате одного украшает олимпийская медаль, а лицо другого – следы вчерашнего застолья. Народ в таких случаях говорит о наличии или отсутствии силы воли.
А что это такое – сила воли? Действительно ли ее можно в себе воспитать или же ее величина и интенсивность даются человеку от рождения?
Природа дает, жизнь формирует
Медицинский психолог Психотерапевтического центра Алтайской краевой клинической психиатрической больницы имени Ю. К. Эрдмана Алина Дюкова поясняет: воля – свойство личности человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.
Отчасти сила воли зависит от природы:
– То, что принято обозначать как «сила воли» во многом определяется темпераментом, а, в конечном итоге, типом нерв- ной системы. Если у человека более сильный тип нервной системы, то скорее всего и воля его будет сильнее, а если человек – обладатель слабого типа, то и воля будет такой же.
Хотя, многие помнят наше советское прошлое, в котором все сферы жизни были пронизаны установкой на то, что силу воли можно и нужно воспитывать. Ценностные установки с самого детства формировались таким образом, что наивысшим благом считалась борьба с кем-то или чем-то и преодоление себя.
Между прочим результаты заложенного в те годы воспитания можно наблюдать сегодня повсюду: люди рвутся к призрачной для них самих цели, переступают через себя и окружающих, стремясь «стать человеком», как завещали им в детстве родители.
Однако нередко случается, что, если спросить такого деятеля, ради чего он так надрывается, стремясь приобрести, скажем, загородный особняк или престижную должность, он толком-то объяснить не сумеет. Никакой подлинной мотивации за его активной деятельностью нет.
Его воля – «безумная», неосознанная воля, а он сам – жертва различных воздействий извне: со стороны родителей, со стороны общества. И это уже не воля в подлинном смысле слова.
Ведь настоящая воля обязательно предполагает осознанность совершаемого.
Опасное самовоспитание
– Вообще существует две точки зрения относительно силы воли. – говорит собеседница. – Согласно первой волю можно воспитать. Суть воспитания в том, чтобы, игнорируя собственные потребности, руководствоваться исключительно установкой или словом «надо».
Например, пришла я с работы, падаю с ног, но, вместо того чтобы лечь и отдохнуть, иду делать уборку. Спору нет, что в каком-то смысле и в определенных ситуациях подобное самовоспитание уместно и даже похвально. Допустим, очень трудно приучить организм делать гимнастику по утрам.
Заставляешь себя сделать это раз, два, три… На четвертый день уже легче, а на пятый понимаешь, что это приносит и пользу, и удовольствие!
Внутренний конфликт может быть конструктивным, но он не должен быть постоянным. Иногда борьба с собой истощает. Звучащее со всех сторон: «Надо!», «Ты должен!» часто не соответствует личностным потребностям, вызывает внутренний протест, и это нередко ведет к неврозу.
Если человек действует не по принципу: «Надо», а по принципу «Хочу», то все дается легко. Но тут есть очень тонкий момент: момент осознания своего желания.
Важно задать себе вопросы: «А почему и для чего я этого хочу?», «Что может измениться в отношениях с окружающими после исполнения моего желания?» и т. п.
Что касается второй точки зрения на возможное воспитание воли, то ее сторонники настаивают на том, что воля – это активность, но активность непременно осознанная; вид активной деятельности, которая совершается не вопреки себе, а исходя из собственного желания.
Если сформулировать кратко и просто: когда мы знаем, зачем что-то делаем, сами собой находятся силы и способы, как это сделать. По мнению некоторых психологов, такого качества как лень вообще не существует.
Если человек лежит на диване и не делает то, что давно собирался сделать и что ему якобы крайне необходимо совершить, значит, не особенно это ему и нужно.
Побуждать и тормозить
– Каковы основные функции воли? – Воля проявляется в двух взаимосвязанных функциях – побудительной и тормозной. Побудительная функция обеспечивается активностью человека.
В ситуациях, когда у человека нет желания, но при этом есть необходимость выполнения действия, он осознает, воля «изменяет» смысл действия, делает его более значимым.
Например, не хочется готовиться к экзамену, но студент осознает, что от этого зависит его пребывание в ВУЗе – воля приходит на помощь. Тормозная функция проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Это порой очень необходимо нам в повседневной жизни.
Как один из примеров, это может быть решение сдержаться в возникшем конфликте, не давая выхода агрессии. Иногда воля может нарушаться.
Существует ряд психических заболеваний, при которых происходит расстройство личности. А так как воля – неотъемлемое свойство личности, нарушается и она: человек не может руководить своим поведением, эмоциями и их проявлением.
Услышь себя!
– Влияет ли уровень развития интеллекта на протекание волевых процессов?
– Без сомнения. Волевое действие, как правило, действие осознанное. Когда человек направляет свою активность и думает, что изменится от его поступка, он действует целенаправленно. Чем выше уровень интеллекта, тем легче совершать волевой акт, регулировать свое поведение.
Не так давно встретила одно весьма точное, на мой взгляд, определение силы воли. Звучит так: «сила воли – это утонченное желание». Иными словами, чем глубже ты осознаешь желание, тем легче и быстрее начинаешь двигаться в сторону его исполнения.
– Можно ли «обезволить» человека, влияя на него извне?
– Да, можно. Сегодня известно о средствах и способах влияния на сознание и волю человека: суггестия, гипноз, различные виды программирования.
В повседневной жизни наше сознание и воля подвергаются манипуляции: реклама, яркие упаковки на продуктах и, в конце-концов, цыганки, предлагающие поведать вам тайны вашего будущего…
Однако люди бывают разной внушаемости, и гипноз, как и прочие техники, не чудо, а способ воздействия. Сильнее всего воздействию подвержены люди внушаемые, неуверенные в себе.
Не секрет, что те же цыганки к одному человеку никогда не подойдут, а другого, едва заприметив, обступают толпой. Или другой факт.
Бывает, что жертвами преступлений становятся одни и те же люди. Преступник «чувствует» возможную жертву, неуверенного и подверженного манипуляциям человека. Между прочим разум и интеллект и здесь играют значительную роль.
Многократными жертвами преступлений зачастую становятся люди с заниженной самооценкой, не умеющие или не желающие анализировать события, делать выводы и меняться, то есть люди с низкой степенью осознанности.
На самом деле можно понять, что вами манипулируют, если быть внимательным к себе и знать чего ты хочешь. Внутренний протест, внутренний дискомфорт практически всегда возникает в случае какого-то воздействия.
Вообще, умение слышать и понимать себя, свои желания, точнее ставить цели, позволяет легче идти по жизни, наслаждаться ею.
Так что моя позиция такова: если и пытаться воспитать в себе силу воли, то не через борьбу с собой, а через умение прислушиваться к себе, понимать себя.