То, что главная ёлка Барнаула готовилась в экстремальных условиях, подтвердят те, кто бывал на площади Сахарова за полторы-две недели до праздника. Снега – ни шиша! Правда, радовали глаз горы прозрачного, как слеза младенца, льда.
– Лёд отличный, – довольно улыбается Александр Парфёнов, известный барнаульский скульптор. – Очень прозрачный, без белёсой кромки, без шуги. Видно, что нарастал ровно, медленно, вслед за плавно понижающейся температурой…
Трёхтонная невесомость
– Лёд – сложный материал?
– Лёд – сказочный материал. У него есть такие свойства, каких больше нигде в природе не встретишь. Самый парадоксальный кристалл на Земле! Выглядит прозрачным, невесомым, а на самом деле вес у него – ой-ей-ей.
– О замороженной Н2О говоришь, как о живой сущности…
– Так оно и есть: вода же носитель информации, определённой энергии. Поэтому, когда работаю со льдом, я запрещаю на площадке курить, материться, ругаться. Иначе рухнет обязательно. И подтверждений тому масса. Знакомых ребят увозили с вывихами плеч, с черепно-мозговыми травмами, с переломами ног, на которые падали куски льда. Это вода реагировала на негатив. Чистая, обнулённая замороженная вода, как младенец. К ней надо относиться более бережно, свято.
– Ты работал с разным льдом – и на Аляске, и в Китае, и в Хабаровске, и в Салехарде, и в Красноярске… Есть какая-то разница?
– Каждый источник, каждый водоём наделяет лёд своими свойствами. Надо приноравливаться. Важно знать, в каких условиях лёд смораживался, при какой погоде это происходило. От этого зависит его прозрачность, скалываемость, цветность. Очень красивый – голубой и синий – лёд на Байкале. И чистый, как вода этого удивительного озера. Карьерный лёд очень хорош для ледовых скульптур.
– Похоже, ты уже профессор по льду?
– Мне можно преподавать это дело (смеётся – прим. ред.). Я мечтаю, что следующей ступенькой личной квалификации будет участие в создании и преподавании-тренинге сборной России по ледовой скульптуре. Сейчас сборная существует, но она как бы «с бору по сосёнке». Нас никто не тренирует, у нас нет определённой дислокации – места для сборов и подготовки к выступлениям. Да, мы выигрываем международные соревнования высочайшего уровня. Но выигрываем на собственном энтузиазме, упрямстве, горении. Мы – самородки. Однако любой самородок требует огранки и шлифовки. Знаю, что в ближайшие года 2-3 появится город, который захочет «приютить» у себя сборную России по ледовой скульптуре. И от этого сам город очень выиграет, потому что будет украшен пробными тренировочными работами скульпторов. Думаю, что таким городом вполне мог бы стать Барнаул.
Палец Создателя
– А ведь первые твои работы были из самого тёплого материала – дерева. Неужели изменил «первой любви»?
– Нет, для меня по-прежнему на первом месте стоит дерево, но... Мне не столько материал важен, сколько важно чудо. Я работаю не с деревом или льдом, я работаю с чудом. Вот смотрю на корни деревьев, лежащих на берегу реки, обработанные водой, песком, движением природных сил. В них уже заложен образ. А я чувствую себя лишь пальцем Создателя, занимаюсь сотворчеством – делаю то, что должно случиться. И так всегда: делаешь не то, что тебе скажут или велят, а то, что должно быть. Ищешь самое лучшее решение, чтобы было благословение и с неба. А материал для этого любой пригодится. Всё равнозначно: что лёд, что гранит В Казахстане, например, я стал «Легендой-мастером по камню». Просто брал те булдыганы, которые скрывала земля десятки тысяч лет и которые выломало на поверхность время. Они лежали вдоль дорог, их дождями обмывало, ветром обдувало, солнцем пекло. Их форма приобрела какую-то неповторимость и, отталкиваясь от этой неповторимости, я делал свои работы, концентрируя в них дух места. Мне казалось: каждый же видит, что этот дух есть, вдруг кто-то вперёд меня «раскроет» этот камень, и этот, и тот…
– Откуда приходят идеи сюжетов?
– Для каждого фестиваля или соревнования задаётся определённая тема. И тогда ты словно включаешься, всё перестаёт для тебя существовать – быт, проблемы, суета. Остаётся единственный очаг возбуждения – найти решение этой темы. С помощью инструментов, которыми ты овладел, с помощью своей координации, с помощью фантазии и опыта, с помощью знаний свойств льда. А иногда образы приходят сами по себе, вне зависимости от предлагаемых обстоятельств. И тогда наступает такая своего рода «беременность» – тебе уже надо «родить» то, что задумал, найти место, которое бы соответствовало идее, материализовать чудо, которого ещё не было на Земле. И тогда сам ищешь город или соревнование, где оно должно появиться.
– Не жалко своё «дитя»? Ведь придёт весна, и сказка растает.
– Долговечность не имеет большого значения. Важна честность, что ты отдал по-настоящему, выложился на все сто процентов. Когда ты это делаешь, то твоя энергоёмкость становится больше на величину решённой задачи. В конце работы уже весь высосанный, обессиленный, как рыба после нереста, порой думаешь: ну что может быть сложнее, ничего не может быть совершеннее! И оглядываясь назад, понимаешь, что раньше не был ещё так силён, способен. Понимаешь, что вырос. Значит, следующая задача должна быть ещё более сложной.
Зачем петь песни?
– Когда работаешь, зрители не мешают?
– Нет, если они в отдалении стоят. В Красноярске это хорошо организовано: чтобы зеваки не мешали, для них специальные места отведены. Там толпы людей стояли по полчаса в оцепенении. Постепенно их начинало даже раскачивать в такт. Видимо, такая мощная энергетика исходит от ледяных скульптур. А фотограф из агентства «Рейтер» снял ещё не завершённую композицию «Звучание рыбы», и это фото стало лучшей иллюстрацией фото-дня планеты на Facebook. В Интернете посыпались отзывы из ЮАР, Болгарии, Мексики, Австралии… Было так удивительно и приятно, что твоя работа произвела на планете такую культурную волну. Кстати, я уже видел подражания этой своей работы.
– У тебя инструмент очень необычный. Эксклюзивный?
– Некоторый инструмент сделал изобретатель с Аляски, знаменитый на всю Америку Стив Брайс. Я у него выкупил некоторые вещи, когда там был на чемпионате «Айс-Аляска 2013». В том числе и такие приспособления, которые даже ещё не апробированные были.
– Нынешний ледовый городок посвящён Олимпиаде в Сочи?
– Олимпийская тематика будет основной. Вначале у меня была идея оттолкнуться от истоков олимпийского движения, от времён Древней Греции. Долго изучал сюжеты красной керамики, которые были посвящены Олимпиаде, даже перенёс их в большой масштаб. Но выполнение этого замысла было очень трудоёмким и длительным. Был риск не успеть. Поэтому избрал другое, более технологичное решение – представить современные виды спорта. Но всё-таки одну стеночку я посвящу грекам. Историю тоже ведь надо представить.
– Есть такое мнение: зачем город из года в год тратит деньги на украшения, которые всё равно исчезнут?
– А зачем петь песни? А зачем творить молитву? Всё равно ж помрём: родились, отлежались и умерли – зачем жить-то? Ледовая скульптура – та же молитва. Надо её творить во славу Божью, от радости и благодарности за радость жизни, от насыщения и наполнения этой жизни чем-то более лучшим, чем телевизор, колбаса и пиво.