Причём не просто раму под плакат, а ещё и освещение билборда со всех сторон. «Вы хоть надёжно закрепите?», – спросил он у монтёров. «А что, отец?..». «Так у нас тут такой сильный ветер, что если ваша реклама хлопать будет, – то и ночью не посплю…».
Инвалид и бизнесмен воюют из-за рекламной конструкции >>
Жильцов не спросили
Рекламу закрепили хорошо, но обнаружился дополнительный неприятный эффект – свет от фонарей, освещающих ночью плакат, стал отражаться от балкона и проникать в зал и кухню. Как ни зайдёт в них ночью Александр Михайлович – так светло, как днём.
Через месяц после установки рекламы пенсионера осенило: а кто получает деньги? Стена – его и соседей, а зарабатывает на ней кто-то другой. И никто раз в месяц к пенсионеру не заходит, чтобы хотя бы рублей 500 на молочишко передать. Пошёл советоваться к старшей по подъезду. Ту тоже об установке рекламы никто не предупреждал. Бухгалтер в ЖЭУ пожала плечами. Где жильцам правду искать?..
На самом деле далеко ходить не надо. Правила установки рекламы на многоквартирных домах хорошо прописаны в законе. Обычный многоквартирный дом – общее имущество собственников жилья в нём. Только собственникам жилья решать, где, что и как можно вешать, клеить и устанавливать на своём доме.
Согласие получают на общем собрании собственников. Кворум для собрания – 50 % от всех собственников. При этом собственники имеют разное количество голосов в зависимости от занимаемой ими площади. При наличии кворума больше половины участников собрания должны дать разрешение на размещение рекламы. Иначе решение такого собрания можно обжаловать.
Интересно, что даже если реклама будет висеть на стене только двух квартир, решать её судьбу должны все собственники дома. Общее собрание может быть созвано по инициативе любого из собственников помещений.
Город ни причём
По словам работника одной из рекламных фирм Барнаула Игоря С., чтобы в работе с заказчиком не возникло проблем, их компания старается получить согласие максимального, а не минимального числа жильцов. И получить его на самом деле не так-то сложно – важно пообещать поставить шлагбаум у въезда в дом или отремонтировать подъезды. А в целом для установки рекламы на доме нужно шесть вещей: заказчик с нормальным бюджетом, согласие администрации района города, согласие жильцов, договор с управляющей компанией, в том числе на использование электричества дома, паспорт на рекламное место и проектно-чертёжная документация с расчётом ветровых нагрузок.
В случае с домом Александра Михайловича согласия собственников в этом году никто не спрашивал. Да, припомнили старожилы, лет шесть назад кто-то ходил по подъезду, собирал подписи за установку рекламы. Обещали заделать швы в панельном доме. Но швы не заделали, да и той рекламной конструкции нет давно. Инициативная группа жильцов дома вместе с Александром Михайловичем решила пожаловаться в администрацию Индустриального района. Но там им вряд ли помогут.
Как пояснили в администрации города Барнаула, на органы местного самоуправления Федеральным законом «О рекламе» возложена только функция выдачи разрешений на установку рекламных конструкций. И администрации города, районов не вправе вмешиваться в отношения, возникающие между собственниками помещений и владельцами рекламных конструкций.
Само разрешение на установку рекламы выдаётся администрациями районов города Барнаула. Для его получения заявитель подаёт пакет документов, в который входит и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, подтверждающий согласие собственников.
Периодически администрация города проверяет размещение рекламы в городе. Так, в первом полугодии 2013 года в ходе проверок было составлено 26 протоколов о самовольно размещённой наружной рекламе.
Но не вывеска
В большинстве случаев закон стоит на стороне собственников многоквартирных домов. Но есть одно существенное исключение – когда конструкция на доме является не рекламной, а информационной вывеской. На вывеску не нужно разрешения общего собрания жильцов. Напротив, её размещение в месте нахождения организации – обязательно, так как она служит целям идентификации организации для потребителя и не может рассматриваться как реклама. Хотя этой лазейкой иногда пытаются пользоваться и при размещении рекламы…
Сегодня в Барнауле есть грамотные в вопросах размещения рекламы собственники жилья и управляющие компании. Есть ТСЖ, которые за счёт рекламы содержат правление. Есть многоквартирные жилые дома, которые за счёт средств, заработанных на размещении рекламы, ремонтируют подъезды. Есть управляющие компании, которые за счёт рекламы организовали детскую площадку. Но большинство пока ещё не в курсе.
Поэтому очень важно, чтобы собственники жилья знали свои права, понимали, что размещение рекламы – это дополнительный доход на содержание дома.
К слову
В Кемеровской области за размещение рекламы на многоквартирных домах без разрешения собственников полагается штраф. Областной Совет народных депутатов внёс для этого дополнение в региональный закон «Об административных правонарушениях в Кемеровской области».
Так, для граждан предусмотрен штраф от 2 тыс. до 3 тыс. рублей, для должностных лиц – от 15 тыс. до 30 тыс. рублей, для юридических лиц – от 20 тыс. до 50 тыс. рублей. При повторном нарушении в течение года штрафы удваиваются. Причём оштрафовать могут не только тех, кто повесил рекламу снаружи, но и тех, кто прикрепил объявление внутри подъезда.
Интересно
Мало кто задумывается, но стены подъезда и лифт – тоже совместная собственность жильцов дома. И реклама, размещаемая в лифтах и на площадках первых этажей – тоже приносит доход. Большинство управляющих компаний Барнаула размеры доходов от рекламодателей и использование полученных средств не афишируют. Но в некоторых ТСЖ о доходах от рекламы перед жильцами постоянно отчитываются. Так, в одном из многоквартирных домов по улице Ядринцева в Барнауле честно сообщают жильцам, что плановые доходы в 2013 году от рекламы в подъезде – 15600 рублей, примерно по 30 копеек на каждый квадратный метр жилья. Можно раздать эти деньги людям, а можно израсходовать на благоустройство подъездов – хотя бы лампочки всюду регулярно менять.
Мнение эксперта
Сергей ВЕСЕЛЫХ, юрист:
– Необходимость получить согласие собственников на установку рекламных конструкций обговаривается и Жилищным кодексом Российской Федерации и Законом «О рекламе». Прежде чем дать согласие, жильцы на общем собрании могут решить вопрос о распределении прибыли от размещения рекламы на доме.
Если же реклама установлена без согласия – собственники жилья могут с полным правом обращаться в ФАС, а затем и в суд. Обратиться в компетентные органы может один собственник жилья, так как у него есть своя доля в доме.
Согласно Жилищному кодексу, собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суде решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований Жилищного кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд вправе оставить в силе обжалуемое решение, если допущенные нарушения не являются существенными.
Мнение власти
Артём ЗАЙЦЕВ, старший помощник прокурора города Барнаула, юрист 2 класса:
– В соответствии со статьёй 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников относится и принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество.
Также общее собрание собственников компетентно определить лица, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества, но на условиях, определённых решением общего собрания.
Сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме.
Чистота фасадов
Иван ЗАВОДОВСКИЙ, знаток, организатор игр «Что? Где? Когда?» в Барнауле:
Честно говоря, реклама не делает город красивее. Мне кажется, что рекламы должно быть как можно меньше. Лучше интересный ухоженный фасад, чем любая реклама.
Поэтому, даже если доход от рекламы, размещенной на многоквартирном доме, будет идти жильцам, получить разрешение на ее установку должно быть очень непросто, и оно должно быть серьезно обоснованным.
И вообще, основная прибыль от такой рекламы должна идти не рекламному агентству, а тому, кто ответственен за содержание здания.