Ревнивые мужья и жены обращаются к услугам прибора, проверяя верность своих половин, а дотошные работодатели с его помощью определяют надежность потенциальных работников.
Между тем профессиональных полиграфологов не так много.
Феликс Свободный – кандидат психологических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса Алтайской академии экономики и права. Специальность полиграфолога получил 8 лет назад, когда закончил специальные курсы в институте криминалистики ФСБ России. Вот уже 7 лет он работает как профессиональный полиграфолог.
Симпатия помогает открыться
– Перед началом опроса проводится какая-то подготовка обследуемого?
– Да, проводится разговор. Предварительная беседа очень важна. Она должна успокоить обследуемого, убрать ненужные эмоции. Это крайне важно для эффективного результата. Кроме того, если полиграфолог настоящий профессионал, он должен расположить человека к себе.
В самом же разговоре «быть понятным» ему: говорить, используя близкую ему лексику. Действовать, применяя близкую ему мимику и жестикуляцию. И даже действовать в унисон с его эмоциями. Ведь известно: тот, кто похож на нас, как правило, симпатичен нам. А симпатичному человеку легче открыться.
Имя – главный раздражитель
– Как действует детектор лжи?
– Полиграф – это аппарат, который фиксирует физиологические реакции человеческого организма в ответ на предъявляемые ему значимые стимулы. Чаще всего вербальные раздражители, слова. Иногда какие-то изображения, например, фотографии, картины.
Готовясь к тестированию, эксперт знакомится с ситуацией, в которой ему предстоит разобраться, составляет психологический портрет обследуемого. И, опираясь на эту информацию, создает тесты, содержащие стимулы, личностно значимые для человека.
К примеру, вы идете по улице и слышите, как некто кричит ваше имя. Хотя вы прекрасно знаете, что зовут не вас, ваш организм непроизвольно отзывается: вы останавливаетесь, оборачиваетесь. Личное имя – один из значимых для нас раздражителей.
Давайте покажу это на вас. Датчики, которые я прикрепляю на пальцы фиксируют кожно-гальваническую реакцию. Остальные реагируют на дыхание и сердечный ритм. Полиграф чутко воспринимает эти изменения и беспристрастно записывает их.
Сейчас я буду называть попеременно пять женских имен, среди которых будет и имя «Жанна». Ваша задача на все мои вопросы отвечать «Нет». Даже когда услышите свое имя.
После первого предъявления имен ваша реакция была еще достаточно сильной, даже на имена, которые не значимы для вас. Именно поэтому полиграфологи в начало ставят так называемые «нулевые» вопросы. Человек настраивается, успокаивается, после чего можно переходить к настоящему опросу.
И вот, после двух последующих предъявлений график показывает, что, отвечая «Нет» на вопрос «Вас зовут Жанна?», вы солгали на 92,7%. Соответственно, эксперт смело делает вывод, что вас зовут именно Жанной.
Обмануть не получится
– Интернет пестрит рекомендациями, как можно «обмануть» полиграф. Например, советуют класть в обувь кнопку и периодически наступать на нее...
– Обмануть можно неопытного полиграфолога. Или эксперта, который устал. Ведь он тоже человек. А машину обмануть нельзя. Вот, к примеру, прикусите язык. Смотрите на график – он зашкаливает. Полиграф показывает, что вы противодействуете опросу...
– Известно, что опрос на полиграфе – дело исключительно добровольное. Вы уже 4 года работаете в рамках уголовного права, занимаетесь судебной психо-физиологической экспертизой. Наверное, совсем непросто получить «добро» на опрос от подозреваемых?
– В задачу эксперта не входит убеждать человека в необходимости такой экспертизы. Это обычно делают следователи или адвокаты. Я же разъясняю подэкспертному его права, говорю о безопасности полиграфа для здоровья, объясняю, как будет проходить обследование.
Люди чаще всего соглашаются. Невиновным нечего бояться, а те, кто виноват, вероятно, до последнего надеются обмануть полиграф. В этой связи был случай с подозреваемым... Я спрашивал его о деталях кражи – но полиграф не показывал сильных реакций.
Оказалось, на счету этого человека около сорока эпизодов с кражами. И этот конкретный случай был для него настолько обыденным, что организм даже не мог «вспомнить» этот случай. Потому опрос с использованием полиграфа требует серьезной предварительной подготовки: эксперт должен «вжиться» в ситуацию. Главным образом для того, чтобы максимально точно сформулировать вопросы.
О чем спросят, известно заранее
– Получается, что список вопросов строго регламентирован, и в ходе беседы ничего менять нельзя? А если при непосредственном контакте вы почувствовали, что следует направить разговор в другое русло?
– Перед началом опроса тестируемый не только пишет заявление о добровольном согласии на опрос, но и знакомится со списком вопросов, которые будут заданы. Человек имеет полное право не отвечать на нежелательные для него вопросы.
Для исправления существует этап предтестовой беседы. Эксперт не только вводит человека в курс дела, настраивает, успокаивает, но и улавливает нюансы его личности, которые не узнаешь заочно. В ходе предтестового разговора как раз и могут быть исправлены вопросы, сформулированные на предварительном этапе.
Время и место
– Как долго длится опрос?
– Зависит от каждой конкретной ситуации. В среднем исследование занимает около двух часов, иногда более.
– Влияет ли время суток на качество тестирования?
– Считаю, что лучше всего начинать исследование между 9-10 часами утра или 13-14 часами дня. В любом случае, не рекомендуется проводить опрос раньше семи утра и позже восьми вечера.
– Есть ли какие-то требования к помещению?
– Помещение должно быть изолированным, иметь хорошую звукоизоляцию, на стенах не допустимы картины или яркие красочные обои. Они могут отвлечь. Площадь помещения не менее 8 кв. метров. В комнате желательна постоянная температура (около +22-24). В ходе опроса хорошо использовать комбинированное естественно-искуственное освещение.
Об ограничениях
– Каковы ограничения при исследовании на полиграфе?
– Поскольку обследование называется психо-физиологическим, все ограничения касаются этих двух сторон человеческого организма. Однажды мне предстояло тестирование с женщиной, которая сама настаивала на опросе. Однако разговаривая с ней, я почувствовал: что-то не так.
Это «что-то не так» ощущалось и в ее манере выражать мысли, и в самой лексике, и в мимике, и в телодвижениях. Выяснилось, что дама больна шизофренией, а в настоящее время болезнь находится в стадии обострения. Какой уж тут полиграф...
К ограничениям относятся душевные, сердечно-сосудистые заболевания, болезни дыхательной системы. Они, как понимаете, способны существенно исказить реакции, записываемые полиграфом. Кроме того, к опросу не допускаются лица, регулярно употребляющие наркотики и сильнодействующие лекарственные препараты. А еще те, кто находится в состоянии душевного расстройства, алкогольного или наркотического опьянения.
Запрещено тестировать беременных женщин, особенно во второй половине срока.
– Какое заключение выдает полиграфолог после тестирования?
– Если полиграф применяется вне рамок судебной экспертизы, то результаты опроса на полиграфе имеют ориентирующее значение и носят вероятностный характер. Поэтому тот, кто принимал решение о проведении опроса, самостоятельно решает учитывать или нет эти результаты.
Другое дело – судебная экспертиза с использованием полиграфа.
По ее результатам готовится заключение эксперта, которое может быть принято судом в качестве доказательств виновности или невиновности человека.
К СЛОВУ
По мнению специалистов, социальный статус человека для объективности тестирования роли не играет, а вот возраст – вполне.
Легче обследовать молодых людей до 25 лет. Они, как правило, еще не полностью научились скрывать свои эмоции.
Что касается пола, то, конечно, «открытее» женщины. Они более эмоциональны и впечатлительны.
Обладая психологическими знаниями и наблюдательностью, человеку порой и к услугам полиграфа прибегать излишне: задай вопрос и наблюдай. Язык мимики, телодвижений расскажет многое. Впрочем, все это относится не только к женщинам, но и к эмоциональным мужчинам...