Примерное время чтения: 7 минут
167

Не променяла Новоалтайск на Москву. Алтайский педагог - о своей работе и системе образования

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. "АИФ-Алтай" 01/02/2010

Сегодня обладательница звания «Соровский учитель», победитель конкурса национального приоритетного проекта «Образование» в 2006 г., «призовой» участник многих краевых и всероссийских профессиональных конкурсов – гость нашего номера.

Хочется работать здесь

– Ирина Михайловна, что же вы столичное предложение проигнорировали?

– Я его серьезно и не рассматривала (с улыбкой). Оно поступило от коллеги, который оценил мои работы в Сети творческих учителей, где я активно участвую и даже победила в методическом марафоне в заочном туре педагогической конференции «Состоявшийся в профессии». Не буду лукавить: в образовательное учреждение съездила, посмотрела – с познавательной целью. Очень впечатлилась. Но, на мой взгляд, сорваться с обжитого места,из любимой школы, от своих учеников ради огромной по алтайским меркам зарплаты было бы неправильно. Сын в Москве в военной академии учится, подзуживал: заманчивое предложение, оставайся, внука будешь видеть часто… Так у меня в Новоалтайске внучка от дочери, которая тоже учитель биологии и тоже работает в 30-й школе – что они мне скажут? (смеется). Если серьезно: обидно, что там коллега с меньшим стажем и меньшей нагрузкой получает зарплату за 60 тысяч; что материальная база школ значительно лучше, у детей возможностей самореализации много больше. Но это меня в очередной раз «подстегнуло». Здесь хочется работать еще лучше и всеми доступными способами, как это теперь принято говорить, «расширять образовательное пространство» наших детей.

- Новая система оплаты труда как раз должна была побудить всех учителей «работать еще лучше». Насколько, на Ваш взгляд, это удалось?

- Судя по моим наблюдениям, в «двигательной активности» по большому счету ничего не изменилось. Кто раньше был нацелен на достижение новых высот, на инновационную работу, – тот и сейчас нацелен. Кто работал «от сих до сих», тот так и работает. Но если инициативы нет, сугубо личных достижений нет, на что же тогда обижаться? К слову сказать, доводилось слышать и читать в форумах, что распределение стимулирующей части послужило, скажем так, причиной нравственных изменений в некоторых коллективах. Но, думаю, нравственность не измеряется денежными категориями. В нашей школе это определенно так: дискомфорта по поводу зарплат «по-новому» не ощущается. Говорю как «передовик производства».

Но в НСОТ есть заметный всем педагогам минус. Базовая, т. е. гарантированная часть зарплаты – «благодаря» ранжированию приоритетности предметов и прочим факторам – «полетела». И бумажной работы прибавилось: отправил ученика на олимпиаду – заручись справкой, и так далее. Но это ведет к тому, что учитель может поставить целью накопление баллов, не важно на чем. Это все… неправильно. И как такой порядок может привести к повышению качества образования, мне не очень понятно.

Качество образования руками не потрогаешь

- Вот, Ирина Михайловна, крайне интересный вопрос: что такое «качество образования». За последние 20 лет не было, пожалуй, такой сферы деятельности, в которой бы инициировалось столько реформ, как в образовании. Цель каждой – качество. И вновь президент, официально открывая Год учителя, говорит о «модернизации образования»,цель которого в конечном итоге – качество…

– Реформирование системы образования – процесс, вероятно, бесконечный. Удручает то, что ни одна из ранее объявленных реформ не имеет отчетливого результата. Во всяком случае мы, педагоги, об этом ничего не знаем. «Точные» результаты, да, налицо. К примеру, национальный проект «Образование» – безусловно, прорыв. Наша школа дважды была победителем, я лично однажды удостоилась такой чести: кабинет у меня оборудован по последнему слову техники. У многих других педагогов в других школах тоже, но значит ли это, что наши ученики стали умнее? Я полагаю, что дать набор знаний по предмету, это не значит достигнуть достойного результата.

Оценка знаний – вещь субъективная. Победа школьника в конкурсе – не показатель. Кто-то может выглядеть на людях презентабельно, а кто-то нет. Кто-то умеет говорить, несмотря на реакцию публики, а кому-то не дано. Кто-то знает, умеет больше, видит на перспективу, но при этом зажат – и не будет оценен должным образом. Я полагаю, что если мы выпустим ученика – твердого «троечника», но он при этом обладает так называемыми «концепциями», умеет построить свое образовательное пространство, которое не ограничивается средней школой и вузом, умеет самореализоваться – мы качественно выполнили работу. Если мы просто напичкали школьника знаниями, как рождественского гуся яблоками, но он не знает, как управлять этими знаниями, о качестве работы говорить вряд ли приходится.

- Есть известное выражение: не считай, что напоил коня, если подвел его к водопою. Конь должен хотеть пить… А сколько детей готовы «напиться» из источника, к которому вы подводите?

– Скажу, возможно, крамольную вещь, но творческих детей у нас бы было больше, если бы мы формировали мотивацию к познавательной деятельности несколько другими способами. Вот я сейчас как биолог беру учеников в 6-м классе, у большинства из них возраст «почемучек» находится в стадии угасания. Если бы школа была ориентирована на системную преемственность – было бы лучше. При этом ситуация не безнадежная и в более старшем возрасте. Примером служит научное общество нашей школы «Теrrа инкогнита» – мое любимое детище на сегодняшний день. Ему всего три года, но я вижу, как раскрываются дети, при том условии, что у нас нет задачи – работать индивидуально по определенной теме. Уверена, что через научное общество – прямой путь в социализации.

Какой учитель нужен обществу?

– Ирина Михайловна, вы 31 год в профессии. Отлично знаете, как это хлопотно, временами нервно. Зарплата неадекватная. Домашние это тоже понимают. Как получилось, что дочь пошла по вашим стопам?

– Сама решила (смеется). Вообще у нас классическая «советская» семья: мой муж военный, тогда много таких пар складывалось. Дочь после 9-го класса решила учиться в Барнауле в лицее, устала, вероятно, что мама и учитель – в одном лице. Заканчивала биологический класс, и впоследствии она предпочла Алтайский государственный университет. Она одна из немногих сокурсников, кто пошел работать в школу.Вот это очень жаль, потому что школа как таковая остро нуждается в молодых кадрах – большинство педагогов предпенсионного возраста! Сейчас дочь в отпуске по уходу за ребенком, но определенно вернется и диссертацию, думаю, завершит – целеустремленная. Ну, а сын пошел по пути отца, у него уже два военных образования, сейчас направили в академию.В общем, все мы дисциплинированные…

– Что вы ждете от Года учителя?

– Рада, что общество поворачивается лицом к учителю. Нужно, чтобы школу показывали как можно больше, коль год такой объявили, и причем с разных сторон. Сейчас много шума наделал одноименный сериал – кто хочет смотреть, пусть смотрят, пусть спорят! Есть у нас проблемы, недостатки – нельзя не признавать: школа срез общества. Но хотелось бы,чтобы это не закончилось элементарным экспонированием, нужен глубокий анализ, чтобы понять, в каком состоянии мы находимся и чего хотим достичь в образовании. И какой Учитель нужен обществу – может быть,тогда государство начнет «создавать» таких учителей.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах