Вектор активности
– Светлана Владимировна, вы-то успели побыть пионеркой?
– И пионером была, и даже председателем совета дружины. Помню и торжественные линейки, и акции по сбору макулатуры или металлолома, и тимуровский отряд, и «Зарницу»… Организацию упразднили, когда я уже училась в старшей школе. Но заданный вектор активности ни у меня, ни у моих однокашников никуда не делся, мы продолжили многие дела самостоятельно. Этот же «вектор» привел меня учиться в Алтайский институт искусств и культуры по специальности «педагог-организатор досуга». Но еще до диплома, почти 12 лет назад, пришла работать в эту гимназию вожатой. Не так давно была аттестована как педагог-организатор, но меня по привычке называют вожатой, и я ничего не имею против.
– А нужно ли вообще современных школьников вести куда-то, кроме учебных кабинетов?
– Безусловно, нужно! Конечно, базовые ценности ребенка, «гражданские» понятия закладываются в семье, серьезное воздействие на него оказывает социум, но школа как таковая не может отказаться от воспитательных функций. Тем более что социум у нас не идеален, далеко не каждый родитель способен помочь ребенку найти себя в окружающем мире. И школа может существенно «скорректировать» как мировоззренческие, так и поведенческие основы.
Дух коллективизма
– Еще «провокационный» вопрос. На сайте гимназии сказано, что «концепция воспитания строится и развивается в рамках воспитательной программы «Я – гражданин России», автором которой, насколько известно, являетесь лично вы…
– (С улыбкой). Вопрос предугадаю… Прежде хочу сказать, что для нашей гимназии выбор в качестве основного направления работы гражданско-патриотического воспитания – не дань некой моде. У нас есть для этого давняя «основа» – замечательный музей боевой славы 372-й Новгородской Краснознаменной стрелковой дивизии, который, к сожалению, пополнен экспозицией памяти четверых выпускников школы, погибших в Афганистане. А т. к. гимназия с углубленным изучением языков, то «исторически» есть и музей русской и европейской культуры, и обойти это было бы непростительно…
Теперь по существу. Ребенка можно научить грамотно писать и крестиком вышивать, но его нельзя научить быть гражданином и патриотом. А вот создать ему благоприятные условия для личностного развития, «пробуждения» активной жизненной позиции и гражданского становления можно! Мы, к примеру, начинаем с того, что «приобщаем» первоклашек к духу единства гимназии. 1 сентября каждого из них берет за руку выпускник, и каждый из них вписывает свое имя в «историю» гимназии, правда, пока только мелком на асфальте. А глазенки уже блестят: ого, нас уже много! Потом «оказывается», что за стенами своей гимназии есть «родной» Ленинский район, родной город Барнаул и целая страна!
Есть мнение, что нынешние школьники – индивидуалисты и прагматики, им общественное не интересно. Это не так. Очень немногие ребятишки предпочитают быть сами по себе, а остальные увлекаемы и вовлекаемы: посмотрите, ведь во многих школах края есть организации, где жизнь бьет ключом.
Быть победителем приятно
– В первую очередь жизнь бьет ключом там, где есть настоящие «вожаки», энергичные организаторы. Но в связи с изменением финансирования школ в их части сокращаются «внеурочные» ставки.
– Я знаю, что кое-где сократили ставки вожатых. При всех сложностях финансового бытия школ я разделяю мнение руководителя краевого Союза детских и подростковых организаций Татьяны Величко: организаторам – как бы они не назывались – нужно показывать важность и, главное, результативность работы. А если «факт налицо», ни один директор не закроет «воспитательную» ставку, и ни один школьный Совет не даст на это согласие.
– Вы поэтому решили принять участие в краевом конкурсе на лучшего вожатого?
– Нет, у нас в гимназии умный директор. И попечительский совет понимающий. А по поводу конкурса – 6 лет назад я уже принимала в нем участие, стала лауреатом. Это меня сначала огорчило – не люблю проигрывать, но потом подвигло к саморазвитию. Теперь сочла, что могу «отыграться», есть что показать. Но и на других со стороны всегда посмотреть полезно.
– Приятно быть победителем?
– Приятно по определению: любая победа – в первую очередь победа над собой. Но у меня не было эйфории. Со сцены видела в зале многих людей, на глазах которых начинала работать, которые помогали мне, сейчас поддерживают. Они были рады за меня неподдельно – и от этого было очень хорошо. И такой… пионерский задор во мне проснулся! Я всегда говорб ребятам: если мы хотим получить результат, то должны для этого сделать все, что можем, и еще немножко больше. Вот и я теперь хочу сделать еще "немножечко больше".