aif.ru counter
177

Известный барнаульский фотограф о работе, художниках и реалистах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. "АиФ-Алтай" 22/04/2015

Сегодня запечатлеть памятное событие своей жизни не составляет труда – на ту же личную «мыльницу» или на телефон. А стоит зайти в любую социальную сеть и – предложения качественной съёмки, помноженной, конечно же, на яркую индивидуальность фотографа, хлынут на вас навязчивым потоком.

Случайно и навсегда

Между тем, как считает один из самых известных фотографов края, Людмила САНДУ, хотя настоящих мастеров старой закалки осталось ещё немало, появилась интересная «молодежь», но так же много бездарных «снимальщиков» с дорогими фотоаппаратами. Так что способность качественно снимать зависит, оказывается, не столько от «современности» аппаратуры и получения соответствующего образования, хотя то и другое немаловажно, дело, по словам мастера, «в наличии Дара».

– Как давно вы начали заниматься фотографией? Помните то впечатление, после которого решили: буду снимать!

– Собственно, никакого особого толчка не было. Я с детства была очень творческим человеком. Меня манили абсолютно все сферы, где нужно было что-то придумывать, создавать, рисовать. Занималась в драм- кружке, писала стихи. Подружка пригласила в фотокружок. Это был 6-й класс. Нравилось, но не думала, что буду фотографом, пока после 10-го класса, решая куда пойти учиться, не прочла в газете про наше училище, где можно получить профессию всей моей жизни! Я так счастлива, что нашла в юности любимое занятие, которым горжусь до старости.

«Сильная» школа

– А что было после фотокружка? Специальное образование вы все-таки получили?

– Да, конечно. Но то была долгая и не простая история. Дело в том, что в прежние годы в училище на специальность фотографа городских ребят почему-то не принимали. Сначала я 3,5 месяца училась на ретушёра в Горбыткомбинате, по направлению которого и поступила в училище № 29. Благодаря рекомендациям моего педагога Якова Андреевича Бромберга меня взяли на практику ученицей к прославленному фотографу Римме Николаевне Сметанкиной. Она в то время возглавляла лучшую художественную фотостудию «Алтай». Кстати, помимо того что она была прекрасным руководителем, замечательным педагогом и гениальным фотографом, Римма Николаевна являлась дочерью мастодонта алтайской фотографии Николая Синицына. Её отец, основатель первых фотоателье на Алтае, был не просто мастером съёмки, но и человеком с предпринимательской жилкой. Когда грянула советская власть, дабы не лишиться любимого дела, он придумал выход: сделал из этих фотоателье артель. Но это отступление. Возвращаясь к моей учёбе… Проработав лет 15 в фотостудии «Алтай», овладев не только азами, но и тонкостями профессии, я вдруг решила получить образование в Москве по своей специальности. Поступила без проблем и с отличием окончила Московский политехникум имени Моссовета.

– Вы работали в те не богатые спецсредствами годы, вы трудитесь сейчас. Что изменилось в самом процессе съёмки?

– В прежние годы, разумеется, не было никакого фотошопа, и все «поправочки» мы делали ретушированием при помощи специального карандаша. Было так интересно создавать комбинированные снимки – перекрывая объектив черной бумагой, мазать стекло глицерином, чтобы создать размытость частей изображения, приклеивать на стекло химикаты, подставлять перед объективом и получить портрет в заснеженном овале. А печать вручную – это такое счастье – вот где возможность для фантазии! Разводили фото растворы в 20-литровых ваннах и печатали огромные портреты – по локти накупаешься! Умение создать портрет в светлой тональности считалось верхом искусства! Говоря откровенно, чтобы удачно снимать, раньше нужно было не только иметь творческие способности, но и обладать быстрой реакцией, чтобы иметь возможность поймать нужный момент в кадре. Нам первое время вообще разрешали использовать исключительно один негатив для одного снимка. Проще говоря, я должна была в нужное мгновенье снять колпачок с объектива (это когда «вылетала птичка»). Позже мне удалось добиться разрешения использовать хотя бы два негатива на кадр. Кроме того, моя первая, очень крутая по тем временам, фотокамера «Globica» из Чехословакии была невероятно тяжёлой, так что мы были сильными и ловкими дамами. Однако все трудности и опасности забывались тотчас, когда буквально на глазах возникал, оживал результат твоей работы! Это казалось похожим на волшебство.

Дорого внимание

– Что лично вам нравится снимать больше всего?

– Говоря откровенно, считаю, что в идеале хороший фотограф должен уметь снимать хорошо всё: и природу, и архитектуру, и какие-то экспозиции из предметов, но мне всегда хотелось, чтобы эта фотосъемка была оживлена присутствием человека. Я люблю портретную съемку, это чудо какое-то! Своими руками творишь магию – отыскиваешь и пытаешься воспроизвести на снимке неповторимость каждого человека. Я не случайно подчеркнула, что, по моему убеждению: хороший фотограф – дар. Каким бы ни был классным учитель, он способен передать лишь определённые технические навыки. А из чего складывается удачное фото? Из множества составляющих! Это и эстетично выстроенная композиция, и умение грамотно «поставить» свет, и способность общаться с людьми. Чувство вкуса крайне важно для фотографа, но если он не умеет работать с освещением – его снимки «мёртвые». И, наоборот, при умелой работе со светом порой никакой фотошоп, никакая ретушь не нужны. А про умение общаться я тоже не зря сказала. Это зачастую является определяющим. Был у меня забавный случай. Пришёл ко мне фотографироваться мужчина. Я поговорила с ним, отвлекла шуткой, сняла напряжение, поправила ему галстук, прическу. Ушёл довольный. Пообещал ходить только к нам. Обещание-то он сдержал, но в следующий раз попал на мою сменщицу. На другой день приходит этот мужчина совершенно недовольный снимком. Гляжу на фото: с профессиональной точки зрения оно сделано безупречно! Начинаю выяснять, что ему конкретно не нравится. Отвечает: «Всё». А потом, помедлив, продолжает: «Вы знаете, вот вчера до меня даже не дотронулись! Не то что вы! Хочу, чтобы снимали вы!». Так что шутки шутками, но любому человеку дорого внимание и определенная мера тактичного отношения.

– Сейчас многие, кто занимается съёмкой, называют себя фотохудожниками. В чём вы видите принципиальную разницу между фотографом и фотохудожником?

– Я выскажу своё личное мнение. Фотограф и фотохудожник – это очень близко, это тонкая грань почти не разрывная. По-моему, фотохудожник, как и всякий художник вообще, в снимке, в первую очередь, самореализуется. То есть он представляет модель в своём видении, с долей личного художественного вымысла. Фотограф же главным образом реалист. И задача высококлассного фотографа – подчеркнуть индивидуальность модели, словно растворившись в ней. Мне нравится быть отдельно фотографом и фотохудожником!

– Дайте несколько профессиональных советов читателям, которые спешат на фотосессию, как себя вести, чтобы снимки вышли удачными?

– Прийти нарядным, как на праздник, счастливым и веселым, чувствовать себя раскованно, общаться с фотографом, слушать его внимательно и расслабиться, с условием, что вас обслуживает профессионал!

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах