Примерное время чтения: 8 минут
406

Каждому возрасту - своя игрушка. Игрушки для ребенка нужно подбирать с умом

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. "АиФ-Алтай" 19/09/2018
Игрушки, созданные в мастерской педуниверситета, «запускают» мыслительный процесс не только у детей, но и у их родителей.
Игрушки, созданные в мастерской педуниверситета, «запускают» мыслительный процесс не только у детей, но и у их родителей. / из архива Гусевой Т.А. / Из личного архива

Это заблуждение, что детские игрушки лишь для забавы. Прежде всего, они для развития ребёнка.

Сделать умную игрушку могут только люди с любящей душой, светлым умом и умелыми руками. Такие, как студенты из «Мастерской развивающей игрушки», которой руководит преподаватель Бийского гуманитарно-педагогического университета Татьяна Гусева.

Самые творческие – родители

– Татьяна Артуровна, с какой целью была создана такая мастерская?

– Студенческое объединение «Мастерская развивающей игрушки» было создано в 2013 году на факультете психологии. Объединение являлось своеобразным центром, в котором формировались компетенции развивающей работы психолога с детьми раннего и дошкольного возраста. Сегодня участниками нашей мастерской являются не только студенты-психологи, но и математики, филологи, технологи, дизайнеры, то есть студенты практически всех направлений подготовки, реализуемых в нашем вузе. Многие из них, пожалуй, самые активные и творческие, являются молодыми родителями. Так что круг наших задач расширяется от приобретения конкретных технологических компетенций (умений и навыков создания развивающей игрушки) до формирования ответственного позитивного родительства.

– Расскажите о работах участников мастерской.

– Основной нашей идеей является самостоятельное изготовление умной функциональной игрушки, направленной на развитие ребёнка. Мы придерживаемся традиционных требований к такой игрушке: безопасность, эстетичность, вариативность…

Первоначально мы использовали идеи из Интернета. Создавали жёсткие и мягкие бизиборды (развивающая доска для детей, которая содержит много различных мелких деталей – прим. ред.), геометрические планшеты, игрушки с крупяным наполнением, игрушки-искалочки, мякиши и др. Сегодня мы совершенствуем известное и «изобретаем» своё, например, мягкие развивающие модули-свёртки, выполненные из фетра (в основе идея бизиборда), персонажи пальчикового театра, выполненные в технике «вязаная шапочка» без спиц и крючка.

Как читать фетровую книгу?

– Ваши студенты создают тактильные книги для слабовидящих детей. Что содержат такие книги? И только ли для детей с проблемами зрения они полезны?

– Тактильные книги – это новое направление в работе нашей мастерской. Оно актуально для подготовки современных педагогов и психологов, которые готовятся работать с учётом инклюзивной культуры. На мастер-классах будущие педагоги и психологи получают практические навыки изготовления развивающих игрушек и организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Кстати, тактильная книга «Умный кот», автором которой стала студентка Дарья Щербинина, явилась приложением к дипломному проекту по проблеме формирования инклюзивной культуры студентов, осваивающих педагогическую профессию.

Тактильная книга является незаменимым пособием в развитии детей с нарушенным зрением. Они познают мир с помощью тактильных ощущений. И такие тактильные книги призваны им в этом помочь. Таких книг нет в продаже, они изготавливаются вручную, штучно.

Мы разработали и изготовили книги серии «Умные ручки». Они состоят из фетровых страниц, каждая из которых содержит иллюстративный материал, направленный на решение определённой задачи. Например, на освоение геометрических фигур (квадрата, круга, прямоугольника, трапеции, треугольника), формирование бытовых навыков (шнурования, застёгивания пуговиц, липучки и др.), обучения счёту и т. д.

Хочется отметить, что тактильная книга действительно интересна и полезна не только детям с нарушенным зрением, но и для любой категории детей как с ограниченными возможностями здоровья, так и для детей без ограничений.

Работа нашей мастерской по изготовлению тактильных книг и развивающих игрушек получила грантовую поддержку Росмолодёжи на Х Международном молодёжном управленческом форуме «Алтай. Точки Роста – 2018». Проект «Мир детства в наших руках» представляла студентка Кристина Балабанова – будущий психолог, а по совместительству молодая мама. Мы объявили набор добровольцев, которые помогут нашей мастерской реализовать этот проект, изготовив развивающие изделия для слепых и слабовидящих детей школы-интерната Бийска.

– Могут ли быть интересны такие проекты, как тактильная книга для массового производства?

– Про тактильную книгу могу сказать уверенно – нет, это дорогостоящее и неконвейерное изделие, которое практически невозможно удешевить.

Креативные бегут дальше

– На ваш взгляд, достаточно ли сегодня в магазинах действительно умных развивающих и безопасных игр и игрушек для детей? Какие изделия «игрушечной индустрии» особенно нужны для современных детей?

– Игрушки, отвечающие этим требованиям, конечно, есть. Зачастую они довольно дорогие, особенно если звуковые. Правда, не всегда прочные. И главный минус – малофункциональные, с одной-двумя развивающими задачами.

Сегодня в интернет-магазинах предлагают бизиборды, средняя цена которых 2500 руб. Уверяю вас: смастерить такую игрушку гораздо дешевле самим.

Вариант самодельной игрушки хорош тем, что она может быть бюджетной, легко заменимой (можно заменить деталь, сделать вторую, третью…), а главное – это часть родительской души и тепла, которые мы можем подарить ребёнку. Ещё более ценно – смастерить игрушку вместе с ним, решая при этом задачи творческого развития ребёнка и саморазвития.

Игрушечная индустрия сегодня работает вовсю, на полках магазинов чего только ни встретишь! Например, куклы – от простых классических пупсов до замысловатых персонажей современной анимации и компьютерных игр. Что предложить ребёнку – выбор за родителями. Приобретая игрушку, нужно постараться не нанести вреда детской психике. Обращайте внимание на выражение лица куклы, чтобы это не были «состарившиеся» младенцы, или куклы с чрезмерными непропорциональными чертами лица или элементами фигуры.

Современному ребёнку нужны разные игрушки – и сюжетно-образные (куклы, животные, в том числе мягкие, предметы обихода), дидактические игрушки-развивашки, игрушки-забавы (заводные и др.), комплектные игрушки (например, домашние животные), технические и спортивные игрушки. Каждый вид игрушек решает свои задачи и подбирается в соответствии с возрастом и интересами ребёнка.

– Татьяна Артуровна, в вашем вузе немало увлечённых, креативно мыслящих, энергичных студентов. Почему не все они готовы принести свои знания, умения, задор в школы, где так не хватает педагогов? Что нужно, чтобы выпускники педагогических вузов с удовольствием шли работать по своей специальности?

– Студенты у нас на самом деле замечательные. Говорю без преувеличения! Я думаю, что это не беда одного нашего вуза и не вина только наших студентов, что малая их доля придёт в образование. Это неизбежная тенденция развития общества – рыночная экономика и конкурентоспособность дают возможность приобретать разные профессии и искать себя. Самые активные и креативные не удовлетворяются одним дипломом, а бегут дальше! У кого же сформировалась потребность жить в нашей профессии, тот в ней и останется!

Досье

                     Фото: из архива Гусевой Т.А.

Татьяна ГУСЕВА.

Кандидат психологических наук, доцент, член-корреспондент международной академии наук педагогического образования (МАНПО).

В 1991 году окончила Бийский государственный педагогический институт по специальности «физика-математика». Совмещала должность методиста учебного отдела БиГПИ с преподаванием по кафедре психологии. В 1998 г. защитила кандидатскую диссертацию по специальности «Общая психология, история психологии». С 1999 по 2002 гг. обучалась в докторантуре. Является членом совета факультета психологии, членом Учёного совета университета. Награждена нагрудным знаком «Почётный работник высшего профессионального образования РФ», медалью АГАО «За вклад в развитие образования».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах