Примерное время чтения: 5 минут
232

«Ступеньки в жизнь ребенка-аутиста»: Фотовыставка о необычных детях

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. "АиФ-Алтай" 27/02/2013

Анастасия Коротких, один из членов организации, фотохудожник, рассказала нам о проекте.

Такие, как есть

– Как и когда возникла идея создания такого рода проекта?

– Мысль о создании подобной фотовыставки впервые возникла около полугода назад. Захотелось показать наших детей миру, продемонстрировать, что они ничем не хуже других, просто нуждаются в определенной помощи и принятии их со стороны социума.

Я уже шесть лет профессионально занимаюсь фотографией, участвую в различных фотовыставках, но такого рода идея показалась мне оригинальной и личностно близкой.

– В чем оригинальность проекта?

– Проект уникален тем, что главные его герои – дети-аутисты; маленькие человечки, не умеющие позировать, что-то изображать перед фотокамерой. Часть ребятишек с этим диагнозом вообще лишены зрительного контакта.

Для многих из них проявление эмоций вовне возможно только при некоем физическом раздражении. Допустим, чтобы «получить» улыбку у такого ребенка, его нужно как-то пошевелить, пощекотать…

Разумеется, я этого не делала ни по этическим, ни по художественным соображениям. Мне как художнику хотелось показать этих ребят такими, каковы они есть на самом деле.

Увидеть и принять

– Какую сверхзадачу и как мама ребенка-аутиста, и как художник вы ставили перед собой, создавая эту экспозицию?

– Цель была одна – рассказать о наших малышах как можно большему количеству людей. Например, о детках с онкологией в последнее время стали говорить чаще и громче, а общество, слава Богу, услышало о проблеме и стало реагировать на нее, об аутистах же люди почти ничего не знают.

А незнакомое, как известно, настораживает, даже отпугивает. Хочется верить, что, посетив эту выставку, узнав о наших детях, увидев их лица, люди уже никогда не смогут оставаться равнодушными к ним.

– Был ли какой-то определенный подход к выбору фотомоделей?

– Никакого подхода не было. Я запечатлела всех детей, чьи родители дали на это согласие.

– Охотно ли родители шли на то, чтобы их ребенок стал объектом публичного восприятия?

– Здесь родители разделились на две группы. Одни категорически отказались от этой идеи, полагая, видимо, что лишний раз не стоит бередить собственные раны; да и рассказывать миру о своих бедах тоже ни к чему.

Другие же, напротив, поверили, что эта акция – отличный способ заявить о проблеме вслух, а впоследствии как-то ее решить.

Принять и помочь

– Когда вы впервые заметили, что ваш ребенок особенный?

– Спустя несколько месяцев после рождения Полины для меня это стало очевидным. К тем срокам, когда, по мнению врачей, малыш должен уже реагировать на воздействия внешнего мира, на маму, в первую очередь, отвечать улыбкой на улыбку, Поля не реагировала.

К сожалению, некоторые родители никак не могут смириться с тем, что их ребенок – особенный. В определенном смысле это хорошо, так как стимулирует развивать ребенка, двигаться вперед, и часто положительная динамика очевидна.

Хуже, когда, не желая принять ситуацию такой, какая она есть, родители начинают скрывать проблему, словно бы стесняясь ее. Я давно приняла ситуацию таковой, какова она есть.

Да, моя дочь не такая как все. Но с этим можно и нужно жить. И по возможности, жить максимально счастливо. Экспозиция интересна тем, что на ней, помимо фоторабот Анастасии Коротких, представлены творческие работы детей-аутистов: рисунки, выполненные гуашью и акварелью, аппликации.

Преобладают насыщенные и яркие краски, сюжеты самые разнообразные: от сказочных до космических. Но что обращает на себя внимание, так это то, что практически на каждой работе любой «центральный» персонаж такого произведения будто отгорожен от внешнего мира: то строго очерченным квадратом, то «игривым» голубым шаром, то объемным аквариумом, то телевизионным экраном, – помещен в закрытый, «свой» мирок…

К слову

Аутизм – расстройство, характеризующееся выраженным дефицитом социального общения, ограниченными интересами и стереотипными действиями. Страх неизвестности – основная эмоция, сопровождающая аутичного ребенка.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах