Примерное время чтения: 6 минут
97

Рынку труда мастера нужнее академиков

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. "АИФ-Алтай" 21/04/2010

Специалист со средним специальным образованием – прораб – находится на стройке постоянно, дает задание бригадам рабочих, следит за выполнением работ по проекту, улаживает все вопросы с поставщиками материалов.

Работать готовы

Специалисты с начальным профессиональным образованием – каменщики, сварщики, такелажники, крановщики – собственно и строят сам дом. Самые опытные из них – мастера и бригадиры – летают по этажам, как ласточки, и распоряжаются каждым конкретным участком работы. Бригадир, мастер и прораб составляют главную движущую силу любой стройки – без них инженер-строитель не уложит правильно ни один кирпич.

В идеале для нормальной работы нужно иметь, условно, на одного инженера – десять прорабов и сотню каменщиков. И это не только в строительстве – в любой отрасли самым многочисленным должно быть низовое профессиональное звено. Однако нынешний перекос в профессиональном обучении, когда выпускники школ стремятся любой ценой получить высшее образование, приводит к тому, что при изобилии безработных инженеров (юристов, бухгалтеров, экономистов, пиарщиков и т. д.) высок спрос на грамотных прорабов и каменщиков, слесарей, сварщиков, столяров и т. п.

Работодателю нужны те, кто умеет работать. И за это они готовы платить. Хороший бульдозерист сегодня может получать раза в два-три больше, чем хороший инженер. Практика показывает, что и бухгалтеров со средним образованием предприниматели берут с большим удовольствием – потому что им больше нужны профессионалы-практики, знающие все проводки счетов, умеющие работать с бухгалтерскими программами, а не теоретики мировых экономических процессов.

И знать, и уметь

По словам председателя Совета директоров средних специальных учебных заведений Алтайского края Николая Шипулина, если сравнивать учебные планы вузов и колледжей, то у среднеспециальных учебных заведений они больше ориентированы на практику. За счет этого выпускники ссузов более востребованы – там, где специалиста с высшим образованием после теоретической подготовки в университете нужно еще обучать на месте, выпускник колледжа сразу приступает к работе.

К примеру, выпускник любого педагогического колледжа края – готовый учитель, он приходит в школу не только со знаниями по предмету, но и с готовым инструментарием работы – учебными планами, конспектами лекций, методиками. И может сразу проводить уроки. Плюс он умеет работать с родителями и детьми. Выпускнику же вуза нужно время, чтобы во всем разобраться и наработать практику – разложить свои знания в системе обучения.

Или в автомобильной отрасли: специалисты с начальным и средним профессиональным образованием разберут и соберут своими руками автомобиль, не оставив лишних болтиков и гаек, потому что знают его устройство не только в теории, но и на практике, изучили его своими руками. В начальном профессиональном образовании в большинстве училищ края создана хорошая материальная база для подготовки специалистов по рабочим специальностям.

Во многих училищах создаются ресурсные центры, которые позволяют получать практический опыт и учащимся, и преподавателям. Почти везде стабильно работающий и профессиональный преподавательский состав. В ряде училищ и колледжей края число преподавателей с высшей и первой категорией профессиональной компетенции даже превосходит показатели преподавательского состава вузов.

За те же деньги

В классической системе профессиональные училища являются базисом всей системы образования. Они готовят тех «рядовых» и «сержантов», которые и делают своими руками экономику. Среднее профессиональное образование готовит «лейтенантов» и «капитанов», умеющих мыслить и тактически, и стратегически. А уровень вузов предполагает подготовку «полковников» и «генералов», способных осознать положение на всем экономическом «фронте».

Однако армия из множества генералов, но без солдат и младших офицеров не боеспособна. Ведь если взять практику Европы и Америки – то там, в стандартной нотариальной конторе сидит только один специалист с высшим образованием, остальные – со средним. Именно они грамотно работают с документами и совершают всю основную юридическую работу. Компетенция высокообразованного юриста в потоке дел о наследовании, смене права собственности и прочего востребована не часто, его стезя – единичные трудные случаи.

И в Алтайском крае юристы со средним специальным образованием прекрасно работают судебными приставами, помощниками судей, участковыми, даже в уголовном розыске. При этом уровень заработной платы профессионала с дипломом училища или колледжа не намного отличается от зарплаты выпускника вуза. Так, обычная медсестра получает чуть меньше, чем врач, с которым она работает, зато имеет возможность подрабатывать, ставя уколы на дому, навещая прикованных к постели пациентов.

Опыт, влияющий на выбор

По мнению Николая Шипулина, особенностью системы училищ и колледжей Алтайского края является и их приближенность к местам проживания потенциальных учащихся и студентов – они равномерно распределены по всем уголкам края и для многих райцентров являются научными, образовательными и даже градообразующими центрами. Вчерашние школьники имеют возможность продолжать обучение недалеко от дома и, как показывает практика, чаще всего возвращаются работать к себе на родину. Этот патриотизм важен как для экономики отдельных районов, так и в целом для края.

Для самих же школьников путь в училище или колледж – это не только возможность получить востребованную на рынке труда специальность, но и опыт осознания своих профессиональных предпочтений. «Пощупав» специальность на практике, молодой человек быстрее понимает, хочет ли он посвятить этому делу свою жизнь или ошибся в выборе. А то, отсидев в вузе пять лет, многие с удивлением обнаруживают, что работать по специальности им не интересно.

Если выбор сделан удачно – то возможность получить высшее образование, в том числе по сокращенной программе, сохраняется всегда. Система профессионального обучения края сегодня ищет новые формы и методы работы, меняет стандарты образования, но нет сомнений в том, что мастера, знающие свое дело, будут нужны экономике всегда.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах