aif.ru counter
440

Не только деньги. Чем поможет центр социального обслуживания?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. "АиФ-Алтай" 09/10/2013

Не так давно мамочки детей-инвалидов, проживающие в посёлке Сибирском, впали в волнение. Территориальный центр социальной помощи семье и детям городского округа ЗАТО Сибирский присоединили к Комплексному центру социального обслуживания населения города Новоалтайска, и он из «самостоятельной единицы» стал филиалом.

«Слияние» произошло в процессе оптимизации/реорганизации системы социального обслуживания населения, проводимой Главалтайсоцзащитой. В конкретном случае в Сибирском «потеряли» специалиста по обслуживанию семей с детьми-инвалидами, которая была помощником для 26 семей. В посёлке решили, что они остались ещё и без услуг юриста, логопеда, массажиста, педагога-организатора… Было от чего заволноваться. Как быть дальше, обсуждалось даже на Координационном совете по делам инвалидов при администрации ЗАТО. Звучали предложения изыскать возможность привлечения внешнего совместителя-психолога, включить в план работы местных учреждений культуры дополнительные мероприятия для детей-инвалидов и так далее.

Страхи преувеличены

Стремление защитить ребятишек делает честь властным структурам военного городка, но страхи, кажется, оказались преувеличенными.

– В филиале Сибирского остались отделения профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних и психолого-педагогической помощи семье и детям, – рассказала Алёна ЕГОШИНА, директор Комплексного центра социального обслуживания населения Новоалтайска. – Там же есть специалист по социальной работе, который помогает семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и 4 соцработника, обслуживающих людей на дому. Но, уверяю вас, и жители этого посёлка, и Косихинского района, нуждающиеся в соцуслугах, будут получать их в полном объёме, своевременно и даже лучшего качества!

– На днях мы привезли в Центр на экскурсию тех самых беспокоящихся мам из Сибирского и «делегацию» из Косихи, показали им все развивающие и реабилитационные наши возможности, познакомили со специалистами, и очевидно, что они удовлетворены увиденным, – продолжает Егошина. – Наши двери всегда для них открыты, кроме того, специалисты Центра регулярно будут приезжать в филиалы для оказания людям консультативной и практической помощи. А при острой необходимости – всякое же может быть! – мы вышлем и мобильную бригаду сотрудников.

О чём и ком речь?

По таком принципу будут работать все 24 «головных» комплексных центра социального обслуживания, образованные в результате реорганизации. У каждого центра есть по нескольку филиалов, которые охватывают все без исключения города и районы, при том, что в начале года на 10 территориях региона учреждений соцобслуживания не было вовсе! А это и социально-бытовая, и медицинская, и психологическая, и педагогическая, и экономическая, и правовая государственная бесплатная помощь людям, нуждающимся в соцподдержке. К ним относятся пенсионеры, ветераны войны и труда, инвалиды, многодетные или неполные семьи, семьи с детьми-инвалидами и т. д. По данным Главалтайсоцзащиты, на начало года на учёте в крае состояло 807,1 тыс. человек. Из 731840 пенсионеров края в соцподдержке нуждаются 126350 человек, из 209213 инвалидов соцзащита «опекает» 62 609… Из 17 тысяч 138 многодетных семей помощь требуется 16 409!

И смысл реорганизации центров социального обслуживания – в приближении этой помощи к «потребителям» при улучшении её качества.

И уговаривать придётся

– С 1 июля Комплексный центр социального обслуживания населения Павловского района обслуживает ещё население Ребрихинского и Шелаболихинского районов, – рассказала нам Елена САЗОНОВА, директор Центра. – В Ребрихе филиал работает на базе своего бывшего центра, а в Шелаболихинском районе начинаем с нуля – там социального обслуживания в полном понимании этого слова раньше не было. Вы не представляете, как там глава администрации района и заместитель по социальным вопросам, которые выполняли функции «срочной» социальной помощи, рады. Наконец-то, говорят, у нас специалисты появились!

Но, думаю, наши клиенты будут ещё больше рады, мы сейчас выявляем там всех нуждающихся. В Центре десять основных подразделений: отделение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, психолого-педагогической помощи и сеть отделений социального обслуживания на дому. А вообще мы многими вещами занимается вне этого. К примеру, ищем старикам давно потерянных родственников, у одной старушки пьющего сына, тянущего из неё деньги, так приструнили, что пару месяцев уже не пьёт…

– Здесь работают 155 человек: это и соцработники, психологи, детские педагоги… все профессии сразу не перечислишь, – продолжила знакомство с центром Елена Сазонова. – До 1 июля у нас на обслуживании было 14 тысяч человек из Павловского района, но и никого из «новоприбывших» мы не оставим без помощи, можно не беспокоиться. Ещё, наверное, и уговаривать некоторых придётся позволить о них заботиться. А то ведь, знаете, есть у нас такие «подопечные» среди не очень благополучных детей, что только матпомощи хотят, а ребятишек буквально за руки приходится самим в Центр приводить, чтобы они здесь хоть позанимались… Ну, будем работать, только и всего. «Без глаза», как у нас говорят, никто не останется. Опасения по поводу реорганизации социального обслуживания напрасны.

Мнение эксперта

Алёна ЕГОШИНА, директор Комплексного центра социального обслуживания населения города Новоалтайска.

– Год назад мы проходили подобный процесс. Тогда путём реорганизации к Территориальному центру Новоалтайска был присоединён аналогичный Первомайского района, в котором – на минуточку! – 57 населённых пунктов. И мы, и люди, получавшие услуги в районном центре, беспокоились, но время показало, что сельские жители не только не потеряли в соцобслуживании, но получили более широкие возможности.

Сейчас к новоалтайскому Комплексному центру на правах филиалов присоединены территориальные центры социальной помощи семье и детям ЗАТО Сибирский и Косихинского района. Любая реорганизация подразумевает какие-либо потери или издержки, но они никак не касаются людей, которые нуждаются в соцобслуживании. Они будут получать нужные услуги в полном объёме и пользоваться всеми возможностями нашего Комплексного центра. Он, к слову сказать, не первый год является экспериментальной площадкой, на которой при краевом финансировании реализуются три подпрограммы долгосрочной целевой программы «Дети Алтая». Это – «Детство без жестокости и насилия», «Счастливое детство – в семье» и «Мир, открытый для всех». В рамках этих подпрограмм уже 18 октября в Центре откроется Кабинет Монтессори для развития и обучения детей с серьёзными заболеваниями; чуть позже в Новоалтайске и Косихе мы открываем кабинеты для реабилитации детей, пострадавших от домашнего насилия; а в декабре – отделение дневного пребывания для женщин, подвергшихся жестокому обращению в семье, а также женщин, имеющих намерение отказаться от ребёнка. И вся эта работа будет транслироваться на все наши обслуживаемые территории.

Мнение власти

Татьяна АБАКУМОВА, зам. начальника Главалтайсоцзащиты, начальник управления по социальной политике:

– В этом году в крае прошла реорганизация территориальных центров соцзащиты населения. Её цель – оптимизация системы предоставления социальных услуг населению и повышение их качества. До недавнего времени в крае работали 58 центров соцобслуживания населения, то есть в некоторых районах «пакета» соцуслуг вообще не было. 1 июля процесс реорганизации завершился, сейчас у нас есть 24 комплексных центра социального обслуживания населения с сетью филиалов, которые есть во всех городах и районах края без исключения. В тех местах, где ранее социального обслуживания не было, сейчас составляются реестры граждан, которые нуждаются в социальной помощи. Впредь помощь будет оказываться как работниками филиалов, так и выездными бригадами специалистов «головных» центров.

В процессе реорганизации в первую очередь был сокращён административно-хозяйственный аппарат. «Освободившиеся» средства направлены на укомплектование штата и повышение зарплаты работникам системы.

Всё войдёт в колею

Вячеслав КАЙГОРОДОВ, председатель комиссии Общественной палаты Алтайского края по социальной политике и трудовым отношениям:

– Органы социальной защиты населения делают очень многое для помощи людям, нуждающимся в ней. Но нужно чётко понимать, что ни одно управление, никакой чиновничий аппарат объективно не может удовлетворить все ожидания населения. Тем более что у нас в стране очевидна зависимость от государственной «социальной иглы», и я бы сказал, привычка к ней. При этом не могу не заметить, что часть потенциальных получателей соцуслуг весьма инертна, они и усилий не хотят прилагать, чтобы ими воспользоваться. Считают, что им должны всё предоставить на «блюдечке с голубой каёмочкой». Но у нас в стране заявительный характер социальной помощи, как бы мы к этому порядку не относились. Так что без озвучивания своих потребностей и сбора подтверждающих документов (как бы это ни было иногда утомительно) пока не обойтись.

Цель реорганизации системы соцобслуживания, насколько я понимаю, – приближение широкого спектра социальных услуг к людям. Не исключено, что на первом этапе будут какие-то сбои, сложности, не нужно на таких фактах делать «далеко идущих выводов». Всё войдёт в нужную колею.

Я своим студентам, изучающим социологию, говорю о том, что цель социальной работы – сделать её невостребованной. Но до того времени, когда мы максимально большее число людей научим выстраивать свою жизнь так, чтобы они не нуждались в помощи государства, много ещё воды утечёт.

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах