Британский премьер-министр Уинстон Черчилль считал власть школьного учителя выше власти главы государства. Те жизненные нормы и правила, которые он закладывает в своих учеников, влияют на историю страны сильнее, чем все решения парламента.
Виктория ЧАБАН, учитель русского языка и литературы лицея №130, посвятившая школе многие годы жизни, могла бы дополнить великого британца: большую власть, чем учитель, имеют над детьми их родители. Если в семье ребёнку не заложили любовь к чтению, привить ему потом интерес к книгам бывает непросто.
«Глубокие» дети
– Виктория Викторовна, советская школа воспитывала школьников на примерах комсомольцев, пионеров-героев. Но про Павку Корчагина сейчас, подозреваю, вспоминают не часто?
– Романтика комсомола и пионеров-героев – не самое плохое, что было, но сейчас время другое, другие ориентиры. В чём-то они стали даже более универсальны, так как основываются на общечеловеческих ценностях.
– Расскажите немного о себе.
Я приехала на Алтай с Украины, поступила в университет на историко-филологический факультет и окончила его вторым выпуском. Барнаул стал мне родным городом.
С 1979 года начала работать в школе. За плечами у меня была музыкальная и художественная школы и три года театрально-режиссерских курсов. Хотелось все это соединить в один урок. Это подталкивало к созданию интегрированного урока литературы, музыки, изобразительного искусства, театра. Например, эпоха Средневековья – это не только «Слово о полку Игореве», «Жития святых», «Повесть временных лет», но и потрясающие русские храмы, иконы. После такого погружения вызывалось эмоциональное сопереживание учащихся.
Возможность реализовать себя появилась в РАЭПШе. Тогда российско-американская школа, ставшая потом лицеем, была экспериментальной площадкой, и здесь приветствовались и поддерживались все начинания. Тогда еще не было современных технических возможностей, но удавалось сделать многое. Благо, и дети тогда были глубже и тоньше.
– А чем современные дети отличаются от своих сверстников 20-летней давности?
– Те дети больше читали, думали, анализировали. А сегодня дети сидят за компьютером, который не предполагает серьёзной глубины. В лучшем случае идет переработка большого количества информации. Усадить ребёнка за книгу сейчас почти не мыслимо.
Дети сейчас больше интересуются информатикой, менеджментом, правоведением. Да и физически стали более подвижны: сидеть на уроке им стало намного сложнее, чем поколению 80-90-ых годов. Не знаю, что на это влияет – еда, стрессы, темп жизни.
У современных детей другие ценности, и порой с ними сложно найти общий язык. К примеру, тема Великой Отечественной войны. Для нас это святое на все времена, болью до сих пор отзывается в сердце. Некоторые современные дети воспринимают эту войну как «киношную».
На краю пропасти?
– Социальное расслоение в среде детей чувствуется?
– Общество расслоилось до такой степени, что кто-то еле-еле концы с концами сводит, а кто-то постоянно за границу ездит. В школе мы пытаемся сгладить расслоение насколько возможно. Но удерживать шлюзы бездуховности, которая давит на нас, становится всё сложнее. И это чувствую не только я. Раньше общество было равнее и помогало отстаивать и сохранять духовность. А теперь идёт такой жёсткий прагматизм, меркантилизм, что школа остаётся одним из последних бастионов, который пытается бороться за нравственность и духовную красоту.
Среди теперешних школьников есть те, которые много и быстро читают. Но это та часть, которая к чему-то стремится.
Но мир не стоит на одном материальном, и потеря духовных ценностей – большая потеря. Потом, когда эти дети осознают, чего лишились, будет уже поздно.
Новые задачи
Школа – «оплот государства и наше бессмертие». Время очень сложное, но школа остаётся на своем посту. Однажды в Институт усовершенствования учителей к нам пришёл священник. Мы ему задали вопрос: а что если начнется Конец света, что делать нам, учителям, мы же несём ответственность за молодое поколение? Он ответил: там, где ты сейчас стоишь, – там и поле Куликово. И надо стоять сколько сил хватит, пытаться вразумить, отвлечь детей от материального, повернуть их в духовную сферу. Так, для женщины счастье – это семья. А некоторые девчонки сейчас стремятся делать карьеру и воспринимают детей, как обузу в своей планируемой жизни, а как же они ошибаются…
– Слышал мнение, что сейчас на учителей большая нагрузка из-за необходимости писать отчёты, даже домашние задания проверять некогда?
– Урок и проверка тетрадей – это должностная обязанность учителя. Отчёты никуда не делись, и их примерно столько же, как в советское время – я не обращаю на это внимание и не вижу проблемы. Лично мне работать комфортно, так как расписание составлено грамотно, профессионально, спасибо администрации лицея. Я успеваю и отдохнуть, и к уроку готовиться, и проверять тетради.
– К слову, о тетрадях, уровень грамотности школьников снизился?
– Снизился. Дети меньше читают, меньше видят слов, соответственно, меньше чувствуют, как они пишутся. Интернет-общение не способствует грамотности – там мало слов, грамотно написанных. Потом это кочует на бумагу. Благо ещё смайлики не ставят, так как они не оцениваются.
– Раньше никто не оспаривал ценность литературы, а как сейчас?
– У России огромное духовное наследие и есть на что опереться. Но, несмотря на это есть ощущение, что литература сейчас становится второстепенным предметом. Русский язык ещё учат, потому что есть обязательный экзамен по ЕГЭ, а с литературой сложнее. Многие считают, что она им не нужна. И возможность развернуть ребят к литературе лицом ограничена. Спасает, что в каждом классе всегда есть несколько ребят, которые увлекаются литературой, они могут и хотят участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
В целом интерес ребят к литературе очень сильно зависит от семейного воспитания. Из семьи идёт очень многое. Если в семье есть духовная жизнь – это ощущается в ребёнке.
Жизнь, тем не менее, не стоит на месте. Реформа образования и появление новых идей, новых технологий в корне изменяет ситуацию. И новому поколению учителей решать эти задачи.
Дорогие учителя! Поздравляем вас с Днём учителя!
Роль школьных педагогов трудно переоценить – они открывают первокласснику дверь в мир знаний и потом создают у ребёнка цельную картину мира, где все явления взаимосвязаны. Ребёнок, поступающий в школу, имеет очень небольшой запас знаний о мире – даже о том, что его окружает. Учителя же расширяют горизонты ребёнка, углубляют его познания о предметах и, самое главное, учат учиться, искать, анализировать, познавать действительность самостоятельно. Большой путь проходят дети с 1 по 11 класс. И ведёт их по этому пути Учитель.
Пусть же всегда, любимые учителя, вас радуют достижениями ваши ученики, пусть процветает школа, будут хорошим настроение и крепким здоровье. С праздником!