Примерное время чтения: 14 минут
533

Анатолий Старков о том, можно ли победить табакокурение

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. "АиФ-Алтай" 18/04/2012
Анатолий Старков: «Сегодня самая страшная проблема в Рос- сии, на мой взгляд, – это кризис доверия. Не верят врачам, не верят учителям, про власть даже говорить не хочется».

Девочки курят с 6 лет!

- В целом по России количество выкуренных сигарет в 2011 году уменьшилось на 1,5 млрд. штук. Много это или мало? Если знаешь, что общее количество выкуренных сигарет состав-ляет 400 млрд. штук, то понимаешь, что снижение ничтожно – меньше, чем на 0,4 процента.

- Судя по новому законопроекту, во всяком случае, в том виде, в каком его сейчас обсуждают, нас ждет немало жестких нововведений…

- За последние годы научились так правильно говорить, так четко формулировать мысли, так определять «приоритетные направления»… У нас, например, приоритет – профилактика за-болеваний, в том числе связанная с ограничением курения табака.

Берем план работы по охране здоровья населения края – 52-е приоритетное место занимает реализация программы по здоровому образу жизни.  Поэтому и продажи сигарет в крае растут, и возраст начальных попыток закурить у ребятишек снижается. В центрах здоровья в прошлом году обследовали 8 тыс. детей.

Результаты обследования показали, что девочки в сельской местности пытают-ся впервые закурить в 6 лет, мальчики – в 7. Вот такие дела! Как говорил мой учитель Юрий Михайлович Дедерер, а что изменится, если ничего не менять?

- Так вот же меняют, закон новый «изобретают»… Ограничение курения практически во всех людных местах предлагают, вплоть до упразднения «комнат для курения» в аэропортах…

- Но ведь законопроекты эти разработаны с участием производителей табачных изделий. Ну, помилуйте, уже лет двадцать главным правилом ограничения последствий и вреда для здоровья населения, приносимого табачным дымом, является полный запрет в участии, обсуждении, разработке нормативных документов и прочих мер по ограничению курения табачного лобби.

А мы читаем в Интернете: помогите, пожалуйста, товарищи-общественники скорректировать этот закон, потому что он, по мнению экспертов института табака, чрезмерен, избыточен, может привести к снижению продаж, может выбросить на улицу и сделать безработными специалистов табачных фабрик и т. д.

Но нужно добавить, что среди работающего населения в табачной промышленности занята одна сотая процента. Да, эти люди могут пострадать, да, их нужно переучивать, денег у та-бачных монополий хватает – пусть переучивают.

Курение – это не самый главный фактор риска, который гробит наше здоровье. Но он, как показывает международная практика, самый управляемый. Поэтому общество должно сосредоточиться, в первую очередь, на проблеме потери здоровья населения, связанной с употреблением табака. Есть вещи и более страшные, но они и неуправляемы.

Кто, прежде всего, страдает от курения табака? Самые незащищенные социальные слои: дети, подростки, молодые девушки, дети, которых курящие матери вынашивают у себя в утробе.

Бог с ним, с трубочным табаком, с жевательным табаком – это противно, в конце концов, приводит к раку губы, нижней челюсти, верхней челюсти, глотки. Но выявляется достаточно хорошо и вылечивается, особенно на стадии «предрака».

Рак легкого, рак матки, рак желудка трудно диагностировать на той стадии, когда его можно лечить. Если сейчас говорят, что рак излечивается, да, почти любой, кроме этих локализаций. А эти «раки» на 90 с лишним процентов связаны с курением сигарет.

Конечности отрезают частями…

- Не говоря о том, что страдают и пассивные курильщики. И не только от запаха…

- Пассивное курение опаснее, чем активное. Потому что среди веществ, которые содержатся в табаке, мало радиоактивных, табачный дым способен каким-то образом концентрировать тот же самый полоний из окружающего воздуха и пассивный курильщик, вдыхая этот дым, получает к тому, что там уже есть, радиоактивный полоний – а это один из самых мощных канцерогенов. 

Пассивный курильщик не получает термическое воздействие на слизистые, но все остальное – 11 канцерогенов и еще примерно 2,5 сотни веществ, которые негативно влияют на организм человека, вдыхает.

Во-первых, разрушается  иммунная система. Злокачественные клеточки, которые родятся в вашем организме каждую секунду, с помощью специальных иммунных защитных систем ликвидируются. Эта защита в организме курильщиков разрушается.

У них не больше раковых клеточек, чем у меня, человека, который никогда не курил. Они образуются у всех, это нормальный естественный процесс клеточки, которая становится неуправляемой в своем росте. Канцерогены подавляют иммунитет к раку. Возникает рак губы, матки, молочной железы, легких и т.д. – всего 14 систем теряют защиту.

Во-вторых, нарушаются функции эпителиев бронхов и эндотелиев сосудов. Если на это наложить небольшое повышение артериального давления, да вирусную инфекцию, например, грипп, у курящего человека резко возрастает вероятность заболеть атеросклерозом.

Где произойдет сбой - в сосудах нижних конечностей, в сосудах, которые питают головной мозг или сердечную мышцу, неизвестно – как кому «повезет». Чаще, конечно, это периферические ар-терии. Зайдите в наше отделение сосудистой хирургии, и вы увидите женщин и мужчин, которым отрезают конечности частями: стопу, голень, бедро и т.д. – это курильщики, которые не верят предупредительным надписям.

Сегодня самая страшная проблема в России, на мой взгляд, - это кризис доверия. Не верят врачам, не верят учителям, про власть даже говорить не хочется. И мы, к сожалению, каждый на своем месте чуточку приложил руку к тому, чтобы доверие к нам снизилось. По разным причинам: по недомыслию, по корысти, по злобе –  у кого как.  Пожалуй, это самое тя-желое, что нам предстоит преодолеть, если мы хотим ограничить потребление табака.

Право на свежий воздух

- Во всем мире число курильщиков снижается, а у нас растет. Как считаете, почему?

- В Америке в 60-м году курили столько же, сколько у нас в 2009-м – 40% взрослых. Сегодня  в США курят чуть меньше 20%. Они прошли тяжелый и мучительный путь, длиной почти в полвека, чтобы получить такие результаты. Наверное, нам тоже нужно пройти этот путь, если мы на него встанем….

- Вы считаете, что еще даже близко не встали?

- Кто-то считает, что встали? Тогда предъявите мне, пожалуйста, показатели эффективности. А показатель один: снижение производства сигарет в стране. Вот, когда это произойдет, как в Америке, которая сегодня избавилась от производства сигарет полностью, тогда я поверю, что мы встали.

- Что для этого требуется?

- Прежде всего,  пробудить интерес человека к защите своих прав – каждый имеет право на воздух, свободный от табачного дыма. И второе: он должен заставить власть защищать его интересы, а не интересы табачных компаний.

У нас были прецеденты, когда отдельные жители России пытались подать в суд на табачные компании, чтобы получить компенсацию ущерба, который табак нанес их здоровью. Ни один суд не состоялся.

Существенное сокращение производства табачных изделий в Америке произошло после того, как один за другим многомиллиардные иски стали выигрывать не просто конкретные люди или их родственники, а губернаторы, которые добивались компенсации расходов штатов, которые они несут на лечение пациентов, пострадавших от курения сигарет. Эти иски стали предъявляться табачным компаниям, и эти компании покинули Америку.

Это – перспектива. Но есть неотложные меры, которые позволят снизить остроту проблемы курения подростков, особенно девушек и девочек, уже сейчас. Это рост стоимости сигарет. Если пачка сигарет будет стоить не дороже 250 руб., никаких катаклизмов, восстаний, забас-товок, бунтов происходить не будет.

Повышение стоимости пачки сигарет - это неотложная мера, необходимая защита права человека на воздух, свободный от табачного дыма и не только личная его борьба, но и участие региональной власти в защите этого  права. Вместе с тем, защита курильщиков, которая должна состоять в принципиальном повышении уровня доступности помощи в отказе о курения, необходима!

- Да, с повышением стоимости пачки сигарет вполне возможно, что подростки станут мень-ше курить. А что делать курильщикам с 10-20-30-летним стажем? Они все равно курить не бросят, молоко скорей начнут реже покупать…

- За время обсуждения этой проблемы мы проводили массу опросов. Независимые эксперты – очень толковые и грамотные социологи – пришли к выводу, что 93% курильщиков мечта-ют отказаться от этой привычки, но им надо помогать.

Когда мы говорим о повышении стоимости пачки сигарет, мы не должны ни в коем случае забывать про вторую часть проблемы. Необходимо сделать доступной для людей, которые бросают курить, настоящую эффективную медицинскую помощь.

В Чехии на каждые 50 тыс. населения есть центр лечения табачной зависимости. У нас в Алтайском крае есть только один – в краевом наркологическом диспансере, может быть есть и другие, платные, но доступность их, конечно, сомнительна.

Защита прав курильщиков необходима – они такие же граждане России, как и некурящие. Оставлять их наедине с безудержным ростом цен на сигареты ни в коем случае нельзя. Но вы же понимаете, что не бывает простых решений у сложных проблем.

- А вообще можно ли помочь заядлому курильщику покончить с пагубной привычкой?

- Нужно сделать два шага: определить уровень его мотивации. Если она достаточно высока, то курильщик может получить бесплатную высококвалифицированную и весьма эффективную помощь в Барнауле, в краевом наркологическом диспансере (ул. Л. Толстого, 23). Там действительно помогают. Но о доступной помощи, конечно, пока говорить рано. Эффективность современных  лечебных технологий ремиссии курения не превышает 80 процентов.

«С авторитетом что-то страшненькое?»

- Как обстоят дела в других регионах?

- Да, уровень доступности квалифицированной помощи желающим бросить курить по стране разный. И эта разница – в действиях власти. Мы в прошлом году пытались запустить проект по отказу от табака «Начни с себя» для врачей – не получилось, а в Красноярском крае этот проект работает уже два года.

Из чего мы исходили? Поверили нашим коллегам, которые измерили концентрацию табачного дыма в больницах. Оказалось, что наиболее высока она в родильных домах и детских больницах. Пациенты спускались в подвал и курили. Дым поднимался  и заполонял все зда-ния. Это было последней каплей, которая заставила медицинскую общественность и центры профилактики ввести эту программу. У нас программа разработана, но она не работает, хотя, согласно опросу, 37% акушер-гинекологов края – курильщицы. Ответить, почему, я не могу.

- Почему программа не работает?

- Наверное, это проблема доверия. А есть в Алтайском крае человек, которому поверят, если он скажет: «Коллеги, давайте мы бросим курить ради своего собственного здоровья, здоро-вья своих близких, своих пациентов?»

Нет такого человека. Мне не поверят.  Уровня доверия ко мне лично, как человеку, который бы публично сказал: давайте включим такое понятие, как врачебная совесть, давайте попытаемся что-то сами поменять, нет. Для этого не нужен приказ губернатора. Нужен авторитет. У Роберта Бернса есть слова: «Король лакея своего назначил генералом, но он не может никого назначить честным малым». Кого можно назна-чить авторитетом?

Даже самая честная, правильная, красивая программа не способна поднять уровень доверия. Даже в воровской среде авторитет зарабатывается, формируется, складывается. Так может, что-то с авторитетом врачей происходит страшненькое?

Позорная уникальность

- Наверняка среди ваших близких, людей, к которым вы хорошо относитесь, есть курильщи-ки. Что вы им говорите?

- Конечно, есть. У меня отец, который работал директором школы перед войной, на Волховском фронте в 43 году начал курить и умер от заболеваний легких. Дядька, который прошел от Халхин-Гола до Берлина, тоже курил и умер от заболеваний легких. Уважал я этих лю-дей? До сих пор уважаю, люблю.

Мне повезло: я рос в учительской среде, учился в элитных школах, где не принято было курить. Среди моих школьных друзей, приятелей курильщик сегодня один – и тот мучительно старается бросить, дай Бог, чтобы у него это получилось.

Среди институтских приятелей (мы собираемся семьями) – тоже курильщиков нет, ни одно-го. А вот среди наших детей, зятьев – в моем случае, один курит. Мучается, бросает, но пока большого успеха в этом деле нет.

Что говорю? Пугаю. Только по-настоящему. Просто говорю правду, как есть. Беременной пациентке, например, говорю: ты пиво пьешь и куришь, у тебя ребенок родится на пол кило-грамма меньше, чем ему надо быть при рождении.

Что такое дефицит 500 гр. – это недостаток нефронов – мозговой слой почек и нейронов – мозги человеческие. Этих двух видов клеточек твоему пацану или девчонке будет не хватать. Он сразу теряет в конкурентоспособности по уровню физического и психического развития против своих сверстников, которые ро-дились у некурящих матерей. И говорю чистую правду.

Я не знаю, почему в России более половины беременных и кормящих женщин продолжают курить. Нигде в мире этого нет. Мы уникальны.  Почему? Не знаю. Задавал вопрос и полити-кам, и социологам, и психологам – нет ответа. Остается либо согласиться с тем, что этнос российский, славянский угасает, что было предсказано нашими гениальными учеными, либо происходит что-то такое, о чем подумать страшно.

К СЛОВУ

Среди безрадостных фактов, есть место и позитиву: по словам Анатолия Старкова, у нас есть группа населения – работающие мужчины трудоспособного возраста, которые, не смотря ни на что, без всякой внешней помощи и поддержки сокращают в своих рядах число курильщиков. И в Барнауле, и в Алтайском крае в целом. Они приняли это решение для себя, для своих семей. Правда, к сожалению, параллельно с этим идет рост числа курящих женщин.

ДОСЬЕ

Анатолий Иванович Старков родился в краевой столице в 1955 г. (барнаулец в третьем поколении). Закончил Алтайский мединститут (сейчас АГМУ), работал в кардиологическом отделении больницы скорой помощи (ныне – горбольница №1), 14 лет – в Кардиологическом диспансере, сегодня – в Краевой клинической больнице.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах