Новый старый язык
– Что принципиально нового в работах, представленных на выставке?
– Нового много. И материалы, и художественный язык, на котором я разговариваю со зрителем. И новая техника, к которой раннее не обращалась: акрил и рельеф, которые создают иное качество работ. Изображение выглядит более объемным, а значит, более «живым», осязаемым.
Что касается языка, то его выбор связан с концепцией выставки. Она обращена к нашему прошлому, в котором я стремилась найти ответы на многие сегодняшние вопросы. Ведь прошлое связано с настоящим и будущим и наоборот... Без прошлого – без знания наших корней – нет будущего.
– С этим связано присутствие в каждой работе древних славянских знаков?
– Да, конечно. Известно, например, что славянская буква «от» (в греческом алфавите «омега») использовалась не только для чтения и письма, но и имела глубокую символику. Она означала законченность, завершенность, возможность продвижения на новый уровень.
В нем единство мужского и женского, положительного и отрицательного. То же и с другими буквами – они все имеют определенную семантику. И я применяла тот или иной знак в соответствии с идеей конкретной работы.
Лечение цветом
– Искусствоведы отмечают в ваших работах знание цветотерапии. Вы действительно знаток?
– Не рискну назвать себя специалистом в данной сфере... Однако определенными знаниями я обладаю. Очень хотелось, чтобы картины не только помогали задуматься, но и настраивали на позитив.
– Какие цвета, в каких сочетаниях и как именно влияют на восприятие?
– В работах я использовала максимально яркие, сочные, жизнеутверждаюшие цвета. В то же время эта яркость естественна, взята из природы. Цветовая палитра также отвечает концепции выставки: рассказать о прекрасном и бесконечном Космосе.
Зеленый цвет успокаивает, расслабляет, настраивает на положительное восприятие. Желтый и оранжевый – теплые, солнечные цвета, – заряжают радостью и оптимизмом. Красный воздействует на наше «Я», будит в нас чувственное начало, а розовый и фиолетовый помогают осознать связь с Космосом.
Вечная спираль
Названия картин необычны и несут философский подтекст: «Переход», «И свет, и радость», «Дети Солнца», «Раскрытие». Интересно, что многие картины состоят из нескольких составных композиционных частей. И художник располагает их по-разному: то как раскладную книгу жизни, то волнообразно, в движении, как, например, в картине «Два Светила».
Центральный образ всех работ – образ спирали. Образ этот, по словам Ирины Тишковой, многозначен:
– Во-первых, спираль – знак устремленности вверх, знак роста, духовного и интеллектуального. Во-вторых, мы теперь знаем, что история движется по спирали и возвращается, но только на качественно новом витке. В-третьих, и это, пожалуй, главное, спираль внешне напоминает молекулу ДНК – символ Жизни.
В работе «Раскрытие всесветного знания» цветовая палитра чарует: оранжево-алая, с проблесками солнечного золотистого, лавина – образ космического знания – нисходит с неба на землю в виде древних славянских знаков.
Композиция «Преображение жизни или новый фактор ДНК» состоит из трех планшетов, и это, по словам художника, не случайно.
– Триединство – Божественный знак. Зелень майской травы, трепетная нежность розового, оптимизм желто-зо-
лотистого... В работах, расположенных по бокам, художественное воплощение структуры ДНК – символа жизни. На центральной композиции изысканный цветок – знак красоты и цветения жизни.