Нельзя запланировать гениальность, но можно рассчитывать на профессионализм. Когда в космической отрасли одарённый сварщик интуитивно варит на ракете первоклассный шов – это спасёт от проблем, пока он работает. Но когда приходят молодые, спасти от ошибок может только чётко расписанная технология – где, как, под каким углом варить шов. Таланту инструкции не нужны, но полёты в космос не должны зависеть от выхода гения на пенсию.
Упавшая ракета – материальная потеря. Хуже, когда не владеющий технологией и не обладающий талантом специалист приходит в медицину. Благо, в этой сфере выдающихся врачей действительно много, но важно, чтобы и остальные были профессионально компетентны.
Каких врачей получит край в будущем, и что сегодня делают для этого в Алтайском государственном медицинском университете, нам рассказал Игорь САЛДАН, ректор АГМУ.
Лучшие во многом
– Игорь Петрович, вуз реформируется уже больше двух лет, как далеко удалось продвинуться?
– Реформирование идёт и дальше будет идти. Нам нужно привести вуз в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами. Причина, почему это реформирование идёт быстро и местами жёстко – у нас нет времени на раскачку, уже через год мы начнём готовиться к новой аккредитации, а за полгода аккредитацию вуза по сотням учебных программ не провести. С каждым годом ужесточаются требования к качеству образования, выходят новые законы, поэтому вузу необходимо менять не только названия кафедр, но и наполнение их работы. При этом все вопросы реформирования проходят через Учёный совет, всё проговаривается.
Не секрет, к примеру, что раньше существовали кафедры с двумя ставками, с дублированием дисциплин. Это допускалось. Но сегодня требования изменились и им надо соответствовать. Без изменения сложившегося порядка вещей пройти аккредитацию было невозможно – приходится навёрстывать упущенное семимильными шагами. Понятно, что не всё и не всеми было воспринято однозначно. Любое новое движение связано с сопротивлением.
Сегодня вуз улучшает свои позиции в рейтинге, что важно для абитуриентов, больше работает со СМИ, рассказывает о своей работе. Студенты начали больше ездить по олимпиадам, начали продвигать наши внеучебные достижения – спорт и культуру. Преподавателей начали направлять в другие вузы читать лекции, приглашать преподавателей со стороны.
– Были вопросы по кадровым изменениям?
– Кадровые решения также обсуждаются на Учёном совете, который состоит из семи десятков уважаемых в крае специалистов. Если, к примеру, профессор Борис Пивень не прошёл утверждение на Учёном совете, я как ректор просто обязан освободить его от должности. Хотя предложил ему остаться в вузе, но он не захотел. Или профессор Алексей Шадымов – он шёл по конкурсу на заведование, но не прошёл отбор – другой кандидат набрал больше голосов. Мы предложили Алексею Борисовичу остаться работать в вузе, но он выбрал работу в судмедэкспертизе, где и ранее постоянно работал. Ещё один специалист ушёл от нас помощником проректора в АлтГУ – по сути, на повышение. Двое ушли по причине возраста.
Но важно считать не только тех, кто ушёл, а сколько пришло на новые рабочие места. В связи с тем, что мы открыли факультет иностранных студентов – появились новые рабочие места, и к нам пришли новые кадры. Мы гордимся тем, что многие из новых преподавателей пришли к нам из практического здравоохранения. Раньше они работали совместителями, но в итоге выбрали вуз основным местом свой работы. И это востребованные врачи, профессионалы – значит, верят в вуз и его перспективы.
Раньше в вузе была традиция – заведующий кафедрой работал, пока не уходил сам. Поэтому 13 заведующих были уже в почтенном возрасте. Но подросли их ученики, те, кому по 40-50 лет, они не видели для себя перспектив и начали из вуза разбегаться. Мы обсудили ситуацию на Учёном совете и все 13 заведующих написали заявления, при этом каждому, по решению совета, была оставлена его прежняя заработная плата и рабочий кабинет – уже не как руководителю, а как профессору. В итоге средний возраст заведующих кафедрами сразу упал с 57 до 48 лет.
Наука и спорт
– Каковы объективные достижения вуза?
– У АГМУ шестой год подряд лучшая учебная программа по лечебному делу, после реформирования впервые признана лучшей и программа по фармацевтике.
Вуз попал в число лучших в России – 108 тыс. независимых экспертов по качеству образования – студенты, родители, преподаватели из 513 вузов страны выбрали 66 лучших. В том числе АГМУ в числе семи медицинских вузов России – из 47 существующих в стране.
Вуз занял восьмое место по России в студенческой олимпиаде по хирургии в 2015 году, и третье место по педиатрии – в этом году. Наши студенты показывают замечательные научные и спортивные результаты.
При этом мы не только открыли факультет для иностранных студентов, но и увеличили число целевых бюджетных мест – с 325 до 495. Через шесть лет полтысячи целевиков уедут работать в районы края. Конечно, этого недостаточно, и их число надо увеличивать. И мы над этим работаем.
Одна из наших задач – вывести учебный процесс в мед- учреждениях в свои пристройки, чтобы не мешать текущей лечебной деятельности. А ещё нам очень нужен современный виварий – хотим начать его строить в 2018 году. Без вивария сложно развивать студенческую науку и поддерживать большую науку в вузе.
Другая задача – расширить материально-техническую базу для подготовки студентов – открыть симуляционный центр, где по вечерам студенты на тренажёрах и манекенах могли бы отрабатывать нужные навыки – делать уколы, гастроскопию, накладывать швы и прочее.
– Какова финансовая ситуация в вузе?
– Зарплата в вузе выплачивается регулярно. В 2016 году после первого полугодия мы выплатили сотрудникам 13-ю зарплату, а по итогам года заплатим 14-ю и 15-ю заработные платы. Деньги в вузе есть. В прошлом году зарплату повысили на 34%, в этом году на 27%. В 2017 году также будем повышать.
Когда в сентябре, октябре случилась задержка поступления средств на стипендии студентам-сиротам, мной было принято решение и Учёный совет поддержал выплату каждому половину его стипендии из средств вуза – по 3 тыс. рублей. При этом все остальные виды пособий, на питание, одежду, проживание, им выплачивались. Когда 30 ноября деньги пришли – заплатили все стипендии с сентября по декабрь в полном объёме, внебюджетную помощь обратно, конечно же, требовать не стали – вуз не обеднел от выплат 80-ти сиротам-студентам.
Выше требования
– Какие моменты реформирования вызывали вопросы у студентов?
– Студенты были недовольны введением шестидневного обучения, по федеральной норме – шесть дней по шесть часов. Но на пятидневке предметы недоучивались.
Не всем поначалу было понятно повышение баллов качества образования. То, что раньше оценивалось в 60 баллов, сегодня оценивается в 70. Но это также федеральные требования, ниже 70 баллов – «тройка». Но это не проблема студентов, это лишь забота преподавателя ставить за ответ на «хорошо» не 60, а 70 баллов. В Красноярске, к примеру, «отлично» ставят за 91 балл и выше, «хорошо» – от 80 баллов и выше.
Сейчас мы переходим к специализации на 6-м курсе, и если студент хочет быть хирургом, – пусть целый год занимается именно хирургией. Раньше после шести лет обучения специалист три года доучивался в интернатуре и ординатуре. А сегодня должен сразу идти работать.
Мы установили аудио- и видеонаблюдение пересдачи экзаменов под запись, чтобы не было претензий, что кого-то «завалили». Недовольные родители могут посмотреть и послушать, как отвечает их чадо. Есть идея записывать и первичную сдачу экзамена для защиты преподавателей от разных провокаций. Конечно, такая система не нравится тем, кто планировал получить диплом за деньги.
Краю нужны настоящие специалисты, а нам нужны мотивированные студенты. С этой целью мы начали профориентационную работу в 35 школах Барнаула, подняли в этом году планку проходного бала. В итоге был конкурс 9 человек на место, а средний бал при поступлении оказался выше, чем в других вузах края – 70. Для примера – в Москве средний бал в вузах – 71. Есть к чему стремиться.
– Какова основная задача будущего?
– Главное – мы должны выпустить достойных врачей. А для этого нужно повышать качество подготовки студентов и переподготовки педагогов. Нужно дооформить документально учебный процесс, чтобы не оправдываться перед Рособрнадзором, что профессора учат по памяти.
Есть требования – должны быть бумажный, электронный варианты программы обучения – учебные комплексы. Обучение должно соответствовать времени, учитывать новые препараты, новые системы диагностики, высокие технологии. Край должен получать крепких профессионалов – владеющих знаниями и всем необходимым инструментарием, умеющих видеть, знающих верные ответы на вопросы пациента. Это не отменяет собственного пути в науке, открытий, озарений. Но кроме талантливых врачей все остальные в крае должны быть хотя бы отличными и хорошими. Чтобы вузу не приходилось краснеть за своих выпускников.