Дочка Настя в семье Алейчан Самохиных - хорошистка, а не какой-нибудь «середничок», но не поступила в вуз по бюджетному набору. В тот, который очень хотела, не прошла по баллам. В тот, который проходила во вторую волну зачисления, не успела привезти оригинал аттестат, поздновато сориентировалась.
«Маленькой» трагедия выходит в среднесемейном измерении. Потому как, если Настя считает непоступление главной катастрофой в своей почти семнадцатилетней жизни, то её младший брат таких эмоций совсем не понимает: «Тоже мне, трагедь нашла! В армию-то тебя по-любому не заберут».
Вал заявлений
Так или иначе, «крестовый поход» на очное бюджетное обучение в алтайских вузах завершился. На 4658 мест бакалавров и специалистов было подано более 24 тысяч заявлений, при том, что из школ нынче вышли 11 635 одиннадцатиклассников, а на сдачу ЕГЭ регистрировались более 12 тысяч человек. Вал заявлений о приёме объясняется тем, что абитуриенты могли подавать их сразу в пять вузов и по трём направлениям подготовки в каждом. И, наверное, нужно учесть, что энная часть алтай- ских выпускников, которая теоретически хотела бы получать «вышку» в больших городах, в условиях финансовой турбулентности решила поступать в «родные» вузы, ибо содержать «в столицах» чад многим родителям стало не по карману.
Хотя количество бюджетных мест в наши вузы нынче в целом увеличилось, «битва» результатов ЕГЭ и портфолио за них была нешуточная. Рекордный конкурс оказался в медицинском университете по направлению «Педиатрия» – 41,5 человека на место, при этом 76,8% мест заняли абитуриенты с целевыми направлениями. А конкурс на специальность «Лечебное дело» составил 18,4 человека.
Как рассказала Елизавета ГУНДАРИНА, начальник Управления по связям с общественностью и издательской деятельности АГМУ, всего на специалитет было подано 5024 заявления, 2993 из них – на бюджет, 377 – на места по целевому направлению. По факту в медуниверситет зачислено 483 бюджетника(100% от плана), в числе свежеиспечённых студентов есть «представители» более 15 регионов страны и восьми стран ближнего и дальнего зарубежья.
И столица, и «зарубеж»…
По словам Алексея БАРАНОВА, ответственного секретаря приёмной комиссии АлтГТУ им. И.И. Ползунова, в их новом наборе есть ребята из Москвы, Новосибирска, Томска. Естественно, закрыты все 1 900 бюджетных мест (а было подано 6 102 заявления, по льготным основаниям зачислены 84 абитуриента). Самый высокий конкурс здесь был на направление «Экономическая безопасность» (30 человек на место), «Социальная работа» (18,2). Спросом пользовались факультет специальных технологий, информационных технологий, гуманитарный факультет, институты экономики и управления, архитектуры и дизайна.
Напомним, «политех» – единственный наш вуз, который показывал на своём сайте прогноз зачисления в он-лайн режиме, что позволяло абитуриентам оценить шансы и принять решение, куда нести оригинал аттестата.
В Алтайском педагогическом университете на 1285 «бесплатных» мест (в 2014 г.– 1161) было подано 7336 заявлений, в т. ч. от нескольких десятков ино- странцев.190 медалистов хотели попасть в этот вуз! Здесь традиционно наиболее популярны «История и право», «Начальное образование», «Английский и немецкий языки», «Русский язык и литература», «Физическая культура», «Математика и информатика». Почти 200 абитуриентов прошли по целевому набору, 40 –на особых основаниях.
Классический университет заполнял 2209 бюджетных мест из 6762 претендентов. «Если говорить о программах бакалавриата и специалитета, то в этом году у нас общий конкурс по всем заявлениям больше, чем в прошлом году– 11,8 человека на место», – рассказал Иван НАЗАРОВ, ответственный секретарь приёмной комиссии АлтГУ. Конкретно наибольший конкурс в вузе был на менеджменте и психологии.
По словам Галины БУЕВИЧ, ректора Алтайской академии культуры и искусств, у них в этом году бюджетный набор на дневную и заочную формы обучения составил 307 человек, а заявлений было подано больше тысячи. В целом по вузу конкурс вырос на 10-15%. Единственный вуз, где после второй волны зачисления остались «вакантные» очные бюджетные места, – аграрный. Здесь пришлось объявлять доп- набор на агрономический факультет, а вот инженерные направления подготовки университет закрыл без труда.
Деньги учебе не помеха?
Советская история знает немало примеров, когда молодые люди получали вожделенную студенческую книжку с третьего-четвёртого «заходов». Но тогда все вузы были бюджетные, и правила/ условия приёма не корректировались со сменой времён года. Правда, у нынешних Настиных товарищей по «катастрофе» есть альтернатива второй попытки на будущий год – обучение на платной основе. Только основа эта такова, что может пробить основательную брешь в семейном бюджете и втянуть в затяжную кредитную историю.
Весной Совет ректоров вузов Алтайского края и Республики Алтай обсуждал вопрос о стоимости обучения в 2015-2016 гг. В частности, говорилось, что из-за сложной экономической ситуации финансирование выс- шей школы уменьшилось на 10-25%, но Минобр рекомендовал при определении стоимости платных услуг ориентироваться на уровень инфляции. Постфактум сообщалось, что госуниверситеты края повысят цены на 5,5%, а частные вузы – на 14,5 %, при том, что некоторые учреждения, к примеру, педвуз в Бийске, не планировали увеличивать стоимость на обучение. По факту некоторые подняли ценник на несколько тысяч, некоторые снизили как минимум по некоторым направлениям подготовки (а некоторые убрали с сайтов цены прошлого учебного года, вероятно, во избежание сравнений, – ред.).
К примеру, В АГАКИ приняли решение на «Туризме» первокурсников учить за 59370 руб. (– 4 тыс.), а на «Декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах» – за 82000 руб. (минус 32 тыс.). А вот в «меде» лечфак вместо 72 900 рублей стоит 81 180 руб., педиатрия – 76 800 вместо 69000, стоматология– 98 700 вместо 88620 рублей.
У Самохиных не находится даже 55 тысяч в год, дешевле которых очного в алтайских вузах «днём с огнём» нужно искать. Пойдёт Настя на заочное: вдвое дешевле как-никак. А на будущий год видно будет.
Михаил Гундарин, известный тележурналист, писатель, кандидат философских наук:
«Что показала приёмная кампания-2015? Юристы и экономисты, гуманитарии широкого профиля, о переизбытке которых кто только с высоких трибун ни говорил, по-прежнему «в тренде». Думаю, всё просто – абитуриенты и их родители видят торговые центры, многочисленные офисы и понимают, что работа – в них. Более того, родители готовы оплатить обучение: лучше платить (и немало) четыре года, зато потом получить высокоплачиваемую работу, чем учиться бесплатно и получать потом гроши, а то и вовсе остаться безработным.
Конечно, при оценке итогов вузовской приёмки не следует забывать, что абитуриент мог подать заявления сразу на несколько специальностей – максимум 15. Поэтому один и тот же абитуриент «делал статистику», например, и политологам, и рекламистам, и юристам, и историкам, причём в разных вузах. А так называемый конкурс зависел преимущественно от наличия бюджетных мест – чем их меньше, тем конкурс выше. Именно поэтому столь популярной оказалась в медуниверситете педиатрия, на которую выдали мало бюджетных мест.
Хотя в целом количество бюджетных мест и выросло, тенденцию это переломить не может. Думаю, даже наоборот. Бюджетные – то есть, бесплатные, даже со стипендией – места в вузы спускаются сверху. Исходя из государственного видения. То есть – вы поняли – не на менеджеров и экономистов, а на инженеров, педагогов и агрономов... Поэтому на малообеспеченные бюджетом специальности огромный конкурс, а с распределением непопулярных мест возникают проблемы. Будущих агрономов у нас, в аграрном крае, недобор! Аграрный университет не смог закрыть все бюджетные места и поэтому продлил приём....
Но и судить по предпочтениям первокурсников о том, какой будет наша экономика через четыре года, нельзя. Сегодня студент (особенно гуманитарий) фактически получает образование, а не профессию. Да, «технари» и «медики» гордятся тем, что они дают выпускникам профессию. Но и для их студентов актуальна проблема – как и кем устроиться после его окончания. А это тема отдельная, большая и болезненная».
Кстати:
В этом году в вузах края увеличилось количество мест по целевому приёму – с 634 до 882. Прирост мест по направлениям от организаций в первую очередь коснулся педагогических вузов.