Принцип «с миру по нитке» (он же – «всем миром») в нашей стране работает издавна, работает ныне и будет работать впредь. Потому что нам на хорошее дело - не жалко.
Существует немало способов заявить о своей идее и попросить у народа денег на её воплощение в жизнь. И хотя не всегда это оборачивается для просителя «золотым дождём», но надежда на осуществление мечты всё же греет.
Кино собрало миллион
Однако к намеченному сроку (съёмки должны были начаться в июне 2010 года) из необходимых 67 миллионов рублей было собрано чуть больше одного миллиона. Работу над картиной пришлось отложить на год. А через год съёмки всё же начались. Семейная приключенческая комедия с элементами фэнтези создавалась командой профи из Москвы, Санкт-Петербурга, Барнаула, Владивостока, Кемерова, Минска и Волгограда.
А на какие деньги сняли ставший теперь довольно популярным сериал? Увы, сделать кино на «пожертвования» простых зрителей всё-таки не получится. Россияне (в подавляющем большинстве – жители Алтайского края) перечислили на счёт бедаревского некоммерческого фонда в общей сложности чуть больше миллиона рублей. Остальные требуемые финансовые средства режиссёр получил от продюсеров фильма. Кстати, генеральным продюсером проекта стал известный телеведущий Сергей МАЙОРОВ. Когда он со съёмочной командой приехал в Горный Алтай, то сказал журналистам: «Я верю в чудеса, но ещё больше верю в людей. В то, что даже самые смелые мечты при определённой доле настойчивости обязательно исполняются».
Неактуальные кролики
Денег просят не только на искусство, но и на вполне насущные цели. Многим жителям края наверняка запомнилась история барнаульца Василия ШКОЛИНА, который зимой 2015 года искал 188 тысяч рублей для строительства коптильни. Василий собирался производить копчёные деликатесы из мяса кролика.
Вроде бы расчёт был верный: многие интернет-пользователи в комментариях писали, что ценной диетической крольчатины в барнаульских магазинах днём с огнём не найдёшь. Да и на рынках редко встретишь. Выросший в деревне парень собирался занять практически пустующую рыночную нишу. Он открыл на своём участке мини-ферму по выращиванию кроликов, подготовил помещение для коптильного цеха, закупил некоторый инвентарь, даже договорился с другими кролиководами на поставку тушек.
В Центре занятости, куда обратился Школин, ему на открытие бизнеса выделяли 57 тысяч рублей. А вот в гранте отказали. Сказали, что крольчатина – не актуальная тема, важнее производство молока и говядины.
Недостающие для осуществления мечты деньги парень решил собрать через краудфандинговый ресурс. Увы, здесь продуктовая тема оказалась тоже не актуальной – собрать удалось всего лишь 4 тысячи.
Всем насмешникам и скептикам в Сети несостоявшийся колбасник Школин ответил весьма достойно: «И в чём же выход? Вообще не работать, потому что у кого-то не получилось? Никто и не утверждает, что всё легко и просто».
Спасет PLANETA аптеку Крюгеръ?
В начале июня в местных СМИ и на интернет-ресурсах появилась информация, что один из самых необычных музеев Барнаула «Мир времени» вышел на общероссийскую краудфандинговую площадку planeta.ru с проектом спасения памятника деревянного зодчества «Аптека Крюгеръ». Напомним, что это здание директор музея, врач-онколог, кандидат медицинских наук, фитотерапевт Сергей КОРЕПАНОВ приобрёл 2,5 года назад на муниципальных торгах за 7,2 миллиона рублей. Мало кто знает, что для того чтобы купить историческое здание, Сергей Валерьевич продал собственную квартиру в Новосибирске. Он рассчитывает не только вернуть городу «жемчужину» деревянного зодчества, но и разместить здесь основную музейную экспозицию. Наверное, с точки зрения бизнеса приобретение рушащегося дома да ещё с обременением – шаг нерациональный. Тем более что после экспертизы, которую провели специалисты, выяснилось, что на реставрацию памятника регионального значения требуется ещё более 20 миллионов.
Особенно беспокоит собственника то обстоятельство, что памятник находится в аварийном состоянии и может рухнуть в любой момент, ведь в нём уже семь лет как нет отопления. С целью возрождения прекрасного здания был создан Благотворительный фонд «Связь времён», куда каждый желающий может внести свою посильную лепту. Имя каждого благотворителя вписывается в «Книгу Почёта», которая сама по себе является раритетом 60-х годов прошлого века. В ней уже сотни фамилий людей со всех уголков России. За два года фонд получил почти 1 миллион рублей благотворительных взносов.
И всё же денег катастрофически не хватает. «На сегодняшний день проведены противоаварийные работы: укреплён фундамент, заменены сгнившие брёвна. На это уже потрачено более четырёх миллионов рублей. Но чем дольше продолжается реставрация, тем больше потребуется средств из-за инфляции и дальнейшего старения здания. Размещение на площадке planeta.ru – ещё одна попытка привлечь внимание к этому исторически важному объекту и ускорить процесс переезда музея «Мир времени» в старую часть города Барнаула», – считает Сергей Корепанов.
Те, кто захочет поддержать краудфандинговый проект музея, могут стать не просто благотворителями, а акционерами, купив ту или иную понравившуюся акцию. В случае, если проект наберёт половину заявленной суммы (в данном случае – миллион рублей), они получат интересные книги, продукцию из лекарственных трав, кружки и магниты с символикой «Моё имя в истории Барнаула», выездные экскурсии… Пока что куплено семь акций. Но до конца проекта ещё есть время – более 70 дней.
«На размещение проекта на краудфандинговой площадке нас вдохновил успешный опыт земляков, которые уже получили всенародную помощь из разных уголков мира. Мы верим, что с вашей помощью сможем реализовать нашу задачу и приблизиться к осуществлению мечты!» – говорит заместитель директора музея «Мир времени» Ирина ЗАРЕЧНЕВА.
Мнение эксперта
Павел ФИЛАТОВ, фотохудожник:
«Несколько лет назад я ушёл из банка, потому что появилось другое дело, которое меня больше привлекало. Конечно, быть свободным художником тяжело. В том числе и в финансовом плане. Поэтому я и стал размещать проекты на краудфандинговой площадке, ведь хочется, чтобы проекты реализовались, а не лежали в столе. У меня уже три успешно реализованных через крауд-платформу проектов – набор открыток о Бийске и «Цветущая Россия», и антикризисный календарь. Да, в краудфандинге часто сталкиваешься с тем, что, казалось бы, посредственный и не особо общественно значимый проект вдруг «раскупается», а интересная идея остаётся без должного отклика. Факторов успеха немало. Во-первых, нужно основательно продумать своё предложение. Во-вторых, грамотно презентовать проект. Немаловажно предложить нормальные бонусы или акции для потенциальных покупателей. Нужно чётко определить сроки осуществления проекта. Иногда нужную сумму можно собрать за день, а порой и трёх месяцев не хватит. Поэтому важно, чтобы о нём узнало как можно больше людей через публикации в СМИ или посты в соцсетях».
Кстати
Краудфандинг или народное финансирование – это коллективное сотрудничество людей («акционеров»), которые добровольно финансируют через крауд-платформу проекты других людей или организаций. Принципиальное отличие от благотворительности в том, что участники краудфандинга становятся партнёрами. Краудфандингу в России всего 5 лет.