О чём может рассказать камень? О геологических вехах в истории Земли, о полезных ископаемых в том месте, где он добыт. Но в работах барнаульской художницы Евгении БЕЛОУСОВОЙ, расписывающей камни, он может рассказать целую сагу – о Севере, о полярном сиянии, об одиноком олене, звёздах и вечности.
Или о вечерней поре в саванне, когда жираф глядит через ветви на пролетающих птиц и прислушивается к шороху в траве. Откуда берутся эти образы, и каким трудом создаются такие эпические картины в миниатюре, мы спросили мастера.
Требует душа
– Евгения, откуда у вас интерес к росписи камней и ручной работе, или как сейчас принято называть – хенд-мейду?
– По образованию я графический дизайнер. Окончила АлтГТУ, Институт архитектуры и дизайна. Но мой интерес к хенд-мейду начался не с росписи камней. Сначала была полимерная глина, потом бисероплетение. Но однажды в гостях увидела камень с росписью. Идея мне понравилась, вернулась домой, залезла в Интернет, стала изучать примеры росписи камней. Через пару дней расписала свой первый камень, выложила фотографию в Интернет – реакция была положительной. С тех пор и расписываю камни.
– Роспись камней теперь основное дело в жизни?
– Да, хенд-мейд для меня основная деятельность. Рабочее время выстраиваю самостоятельно. Мотивировать себя не приходится – когда работа нравится, с удовольствием посвящаешь ей всё время. После окончания вуза какое-то время работала в рекламном агентстве, но несколько разочаровалась – работа строго на заказ, малая возможность для собственного творчества, плюс всё нужно делать сверхсрочно, а это опустошает.
А хенд-мейд – это то, чего просит душа. Первый импульс – попробовать сделать самому. Человек берёт и делает. И не думает, подарит ли изделие, продаст или оставит себе.
– Что первичнее – замысел или начало работы?
– У меня вначале идёт идея. Под эту идею ищется материал. Но можно и наоборот – сначала выбрать материал, а потом думать, какая идея будет ему соответствовать.
– Идеи опережают работу?
– Идей много и они всегда впереди – реализуются, но медленно. Каждому творческому человеку рекомендуется иметь скетч-бук – блокнот для набросков. У меня такой тоже есть. Очень выручает, когда свежих идей нет .
– А почему всё-таки камень?
– Говорят, что у камней особая энергетика. С камнями работать приятно – он пролежал где-то три тысячи лет, потом его достали, придали форму, обработали – это соприкосновение с историей Земли.
– Откуда берутся камни?
– Покупаю камни в Интернет-магазинах и на ярмарках камней. Есть много разновидностей камней не только по минералогической классификации, но и просто по формам, по размерам, по степени обработки. Самая популярная форма камня – кабошон (когда изнанка плоская, а лицевая часть выпуклая). Очень многие мастера используют камни – кто-то обшивает бисером, кто-то делает проволочную оправу, или оправу из драгметаллов, или из кожи – вариантов применения камня множество.
– Это обычные камни?
– Я использую поделочные или полудрагоценные камни: яшмы, агаты, различные кварцы, аметисты, лабрадориты, лазуриты и другие. Есть художники-миниатюристы, которые рисуют на речной гальке, но мне она кажется серой и однообразной. На гальке надо полностью закрашивать фон и рисовать уже по нему. А у поделочных и полудрагоценных камней есть свой рисунок. У яшмы, одной из самых распространённых пород, существует много разновидностей, но даже у самого простого и дешёвого камня может быть интересный рисунок, а может попасться и дорогой камень с неинтересным рисунком. Я стараюсь делать роспись в соответствии с рисунком на камне – изначально смотрю, какой сюжет может быть на нём. Ведь художник оценивает камни с точки зрения творчества, а те, кто их продаёт, – по категориям.
– Какая самая большая проблема при работе с камнем?
– Чтобы рисунок не выглядел наклейкой. Он должен быть максимально прозрачным, максимально органичным с камнем. Одна лишняя линия – и рисунок испорчен, нужно начинать всё сначала. А испортить легко. Я рисую тонко, но хочется рисовать ещё более тонкими линиями.
Непопулярный бисер
– Много времени уходит на одну работу?
– У меня много. Говорят, чем лучше руку набиваешь – тем быстрее работаешь. У меня наоборот. Чем увереннее себя чувствую в рисунке, тем больше времени на него уходит, потому что хочется сделать всё лучше и лучше, соответственно тратится всё больше и больше ресурсов. Бывает, роспись требует несколько суток чистой работы, есть вещи попроще, которые можно сделать за день. Можно было бы наделать много простых работ, но мне это не интересно.
– Чашки, вазы расписывать нет желания?
– Я всё-таки минитюарист. Училась на графика. Если для художника-монументалиста достижение нарисовать полотно три метра на пять, то для графика – выразить себя в гравюре сантиметр на сантиметр. Когда попадается камень в восемь сантиметров, который надо расписать – думаю, ого, какой большой! Самый маленький камень, с которым работала – два на полтора сантиметра. Для совсем маленьких камней нужна профессиональная лупа, у меня пока такой нет. Рассчитываю пока на зрение.
– Глаза устают?
– Очень важно организовать правильно рабочее место. Но сколько ни разговаривала с другими художниками, как бы кто ни организовал рабочее место, глаза и спина страдают в первую очередь. Нужно ведь каждые полчаса вставать, разминаться, а мы забываем, у нас процесс идёт, за временем не следим. Можем пять часов кряду просидеть в одной позе. Многие из хендмейдеров в прин- ципе грешат ночным образом жизни. Но рано или поздно даже самые закоренелые совы, которые ложатся спать в 5 утра, понимают, что организму нужно давать отдых.
– Куда развиваться дальше?
– Думаю над соединением росписи камней с ювелирными изделиями. Долго пыталась соединить роспись камней и бисер, но, к сожалению, бисер наши покупатели не воспринимают. В 95% случаев, когда я, работая на заказ, предлагала оформить камень бисером, мне говорили, что не надо, что лучше на кусочек кожи наклеить, чем с бисером.
Про бисер видимо срабатывает стереотип «фенечки». Иногда на выставках, даже в Барнауле, видишь шикарные работы профессионального бисерщика – камни у него драгоценные, бисер с золотым покрытием в 24 карата, который стоит бешеных денег, авторская фурнитура – колье на многие тысячи рублей, а к нему подходят и говорят: а вы знаете, я в пятом классе практически такое же делала. Есть люди, которые понимают, но их немного. Остальные бисер вообще не воспринимают и даже не хотят смотреть, какими роскошными могут быть бисерные украшения.
В сети и на ярмарках
– Людей, которые занимаются хенд-мейдом, не слишком ли много?
– Как определить много или мало? Есть более популярные направления ручного творчества, есть менее популярные. Сейчас очень распространена полимерная глина, хорошо развито бисероплетение. А есть направления творчества, в которых мастеров мало, потому что сложнее – то же проволочное плетение, где нужно специальное оборудование, инструменты, молотки, наковальни и т. д.
Сейчас ручная работа популяризуется в обществе, что не может не радовать. Отношение к хенд-мейду как к поделкам, которые дети в детском саду делают, стало понемногу уходить, появилось понимание, что это искусство. Растёт уровень мастерства, появляются вещи высокого качества.
– Как не работать в стол?
– У каждого свой путь. Я реализую вещи через сеть. Есть те, кто отдаёт на реализацию в магазины. Кто-то использует эффект сарафанного радио. Другие зарабатывают в основном на «живых» ярмарках ручной работы.
– Зачем людям хенд-мейд?
– У художников это от творческого импульса. А для покупателя, по моему опыту общения с заказчиками, это вещь, которая несёт частичку энергии творца. Они воспринимают изделия как амулеты и талисманы. Если вещь резонирует с эмоциональным настроем покупателя – то это его вещь.