В следующем году в краевом центре могут приступить к реконструкции железнодорожного вокзала. Такие планы обнародовали железнодорожники.
В сети появился эскиз, на котором видно, во что должен превратиться после реставрации железнодорожный вокзал Барнаула. Работы могут начаться уже в 2018 году.
Большая «сахарница»
По оценке дирекции вокзалов «Российских железных дорог», в Барнауле не хватает мощностей по пригородным пассажирам – для них пока практически нет места. Поэтому планируется построить дополнительный павильон рядом с основным зданием. Это, якобы, достаточно быстро и не очень дорого. Само здание вокзала, памятник архитектуры 1958 года, железнодорожники обещают сохранить.
Существующий вокзал уже не отвечает современным требованиям и нормам – в нём, к примеру, нет условий для маломобильных людей и инвалидов. Три года назад в Барнауле уже обсуждали перспективы его трансформации – хотели даже первый вокзал 1915 года убрать, сделать на его месте павильон в стиле космодрома. Но после возмущения общественности от этой идеи отказались. Но на распространяемых эскизах будущего вокзала тема космодрома всё-таки прослеживается – одно из запланированных зданий явно напоминает ракету либо, по мнению архитекторов, высокую сахарницу. Но, возможно, это только фантазия проектировщиков и реальная реконструкция может оказаться на неё не похожей.
По информации пресс-секретаря алтайского отделения РЖД Виталия Кляйна, планируется реконструкция двух вокзалов – старого, который на сегодняшний день законсервирован, и действующего. Оба здания являются памятниками архитектуры. Пока есть идея о реконструкции обоих вокзалов, без сноса, с сохранением архитектурного стиля. Работа будет поэтапной. В 2018 году начнётся подготовка проекта реконструкции старого вокзала. На его базе планируют создать пригородный вокзал, которого сейчас нет. Проектирование реконструкции действующего здания намечено на 2019 год. Обдумываются разные варианты. Например, сделать три этажа у действующего вокзала, чтобы увеличить количество помещений. Но могут возникнуть проблемы с согласованием и узакониванием таких изменений.
Долго и дорого
Одним из первых распространяемые эскизы оценил известный барнаульский архитектор Александр Деринг. Он высказал мнение, что такая конструкция – совершенно неприемлемое строительное решение. «Оно идёт вразрез с общественно-строительной ситуацией, потому что там нужно рассматривать ансамбль, где главным элементом является стела и монумент о Великой отечественной войне. А такое, честно говоря, безвкусное здание и колоссальный комплекс навредят этому ансамблю. Поэтому там должен быть очень деликатный проект», – считает архитектор.
«В заявлении РЖД, если я не путаю, говорится о строительстве павильона в контексте «быстро и недорого». На этом же изображении довольно масштабная постройка, которая точно будет «долго и дорого». В общем, пока мы не увидим проект, если вообще увидим до начала строительства, обсуждать нам особо нечего. Тут скорее вопрос к администрации – она должна инициировать проведение градостроительного совета по объектам такого значения», – высказал мнение архитектор Максим Максименко.
Понятно, что собственник вокзала – железные дороги – может делать со своим имуществом что пожелает, например, как это случилось с уникальным куполом вокзала в Новоалтайске (некогда единственным вокзалом, построенным по столь необычному проекту) – снести элегантное здание и построить вместо него некую «восточную сказку», красивую лишь относительно.
Но архитекторы города практически единогласно предлагают выносить такие проекты на широкое открытое обсуждение.
Европейский опыт подсказывает, что реконструкция железнодорожных вокзалов не может идти по одному шаблону. В каком-то случае достраивается ансамбль зданий с существующим вокзалом. А где-то сохраняется внешний облик, но меняется внутренне наполнение, улучшается логистика – внедряются технологии автоматизации продажи билетов, регулирования потоков пассажиров, используется инфографика, автоматически открываются двери, инфраструктура меняется в сторону большего удобства для пассажиров.
Просто построить новое здание, но не поменять отношение к пассажиру – этого может оказаться в итоге недостаточно.