Взгляд на десятилетия
– Виктор Дмитриевич, как становятся архитектором?
– Архитектура – специальность творческая и требует определенных предпосылок. Я со школы любил рисовать, занимался в изостудии и думал стать художником. Но были сомнения в этой профессии – хотелось и творческого, и основательного.
Поступил на архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института – тогда он был единственный за Уралом. Закончил с отличием в 1978 году. Учился с удовольствием, хотя нагрузка была огромная – у нас даже каникул не было в чистом виде – с очередного «отдыха» мы обязаны были привезти кипу этюдов.
Получив диплом, вернулся на Алтай – распределился в институт «Алтайгражданпроект». Проработал там 24 года – начинал архитектором, прошел по всей карьерной лестнице до главного архитектора института.
В 2002 году мне, второму в Алтайском крае, было присвоено звание Заслуженного архитектора России. Сейчас руковожу собственной архитектурной мастерской, являюсь председателем Правления саморегулируемой организации «Союз архитекторов и проектировщиков Западной Сибири».
– Чем пришлось заниматься в проектном институте?
– Моя специализация – градостроительство. Объекты проектирования – города, районы, микрорайоны и комплексы. Первая тема после вуза – генеральный план села Майма. Потом генплан Алейска, проекты детальных планировок городов Алейска, Камня-на-Оби, Бийска.
Каждый раз с выездом в командировки, детальным изучением темы. Одной из интереснейших тем стала разработка в 1983 году схемы развития и размещения объектов туризма в Алтайском крае.
В процессе работы удалось собрать информацию обо всех значимых объектах края – природных, археологических, исторических, архитектурных, культурных – определить возможные «точки притяжения» и связать их воедино туристическими маршрутами.
– Удавалось заниматься свободным творчеством?
– Несмотря на то что в 80-е годы основным являлось типовое проектирование, градостроительство позволяло предлагать и реализовывать смелые идеи. Одним из элементов работы были творческие конкурсы.
Практиковалось распределение значимых заказов на конкурсной основе. Так, мастерская генеральных планов, которой я тогда руководил, выиграла конкурсы на застройку микрорайонов 2000, 2001, 2002 и 2003 в Барнауле и сейчас, по прошествии 20 лет, наши проекты реализованы строительством процентов на 80. И это хороший результат.
Очень интересным было участие во всесоюзном конкурсе на застройку центра Барнаула. Участвовали и московские, и ленинградские, и даже киевские архитекторы.
Наша архитектурная команда заняла почетное второе место. В отличие от генерального плана, в материалах конкурса акцентировано значение исторической части города Барнаула и Ленинского проспекта, проработана концепция Обского бульвара, разработаны предложения по застройке правого берега Оби.
Интересно, что идея Обского бульвара впервые появилась в материалах генерального плана 1937 года. Сейчас я вновь работаю над этой темой – уже в третий раз.
В реализации Обского бульвара город сейчас чуть перешагнул за проспект Комсомольский, а когда я начинал работать – бульвар заканчивался в районе фонтана «Космос» – далее была роща.
Хотя за 30 лет мы продвинулись всего лишь на 400 метров – это наглядный пример того, как плодотворные градостроительные идеи живут многие десятилетия.
Фирмы на бумаге
– Что самое сложное в работе архитектора, каковы подводные камни?
– Работа у архитектора не заканчивается с истечением рабочего дня. С опытом процесс поиска решений сокращается, но необходимость каждый раз полностью переосмысливать проектную тему остается.
Сейчас трудности другого рода – организационные и правовые. В частности – особенности работы в условиях саморегулирования. Заниматься проектированием, в том числе архитектурным, возможно только на основании допуска, выдаваемого саморегулируемыми организациями.
Однако закон допустил возможность комплектовать проектные организации специалистами на основе совместительства, что превратило «фильтр» в прибыльный бизнес – допуски стали предметом купли-продажи.
Фирмы, созданные таким образом, весьма активны на площадках госзаказа, где определяющим критерием является цена и срок. На самом деле действующая схема работает в ущерб качеству: меньше сроки, меньше времени на принятие проектных решений, оценки возможных вариантов.
Малая цена – это экономия на квалифицированных специалистах. В итоге на выходе – объект сомнительного качества. Строительная отрасль – чувствительный индикатор экономики. Если намечается рост – строительство реагирует увеличением объемов, пришел кризис – строительство сворачивается.
– Как смотрится архитектура Барнаула на фоне других городов?
– Среди столиц региона наш город по архитектуре выглядит вполне достойно – крепкий середнячок. В свое время Барнаул выгодно отличался от других городов. Был короткий по времени всплеск архитектурной свободы конца 90-х, когда народившийся «новый русский» заказчик считал делом престижа, имиджа, заказать здание оригинальной архитектуры. Эйфория прошла. Теперь пришло время считать деньги.
Правый берег
– А с торговыми центрами в Барнауле не перебор?
– Перебор, но определяет экономика. Существует спрос – будет и предложение. Пока люди в них активно идут – значит, они окупаются и будут строиться.
Архитектурно торговые центры не примечательны – обычные утилитарные коробочки из аккуратных строительных материалов.
– Идею строительства города на правом берегу Оби похоронили?
– Нет, такие идеи не умирают. Просто город еще может развиваться вширь – на запад и юг. Хотя и там есть ограничения – аэропорт с границами полос воздушных подходов, ленточный бор.
Когда кончатся площадки для строительства на левом берегу – обязательно перейдем на правый. Хотя это подтопляемая зона и затраты на ее освоение будут высокими. Возможно, ставка будет сделана на развитие городов-спутников, типа Новоалтайска. Любая градостроительная идея должна созреть для реализации.
Тот же Обской бульвар – если сосредоточить здесь весь строительный потенциал города – то можно отстроить его в 10-15 лет. Но пока его реализация не представляет коммерческого интереса.
У бульвара сформировалось активное начало – площадь Советов – но пока не просматривается равноценное окончание. Требует своего комплексного решения и транспортная проблема в Барнауле. Территориальный рост города усугубляет ее – ведь дорог в центре больше не становится.
Строить в полях – экономически выгодно, но в долгосрочной перспективе решение транспортных и инженерных проблем, этим вызванное, потребует огромных затрат. Но все же я оптимист – город Барнаул в любом случае будет развиваться, так же как будет развиваться Алтайский край. Ведь люди живут и будут стремиться жить во все более достойных условиях.