Теперь всё это добро по воскресеньям Михаил Иванович распродаёт на «барахолке» – стихийном рынке на всё той же улице Балтийской. Одна беда – улицы на месте торговли фактически нет – изрытое ямами пространство с вечно невысыхающими лужами. Раз в год здесь пускают грейдер, но едущие к новостройкам машины за пару недель приводят улицу Балтийскую на этом участке к первоначальному состоянию. Когда здесь проложат асфальт и обустроят тротуары, пенсионер, конечно, не знает.
Зато об этом знают в администрации города Барнаула – не в этом году. И не в следующем. По словам Анатолия Воронкова, первого заместителя главы администрации Барнаула по дорожно-благоустроительному комплексу, проекта обустройства проезжих частей и тротуаров в районе быстрорастущих новостроек в районе улиц Балтийская, Взлётная, Сергея Ускова ещё нет, но в следующем году может начаться его разработка. Пока же в планах города на 2016 год – удлинение улицы Солнечная Поляна от улицы Энтузиастов до Павловского тракта – через поле, которое сейчас тоже активно застраивается современными домами.
Результаты года
Дороги в Барнауле, как, вероятно, и в любом другом городе нашей страны от Севастополя до Владивостока, всегда вызывают нарекания. По ним ездят, ходят и их состояние очевидно даже трёхлетнему ребёнку, падающему с велосипеда, наскочившего на ямку. Особенно удручающе дороги краевого центра выглядели весной – и водители, и пешеходы для их описания пользовались всем богатством русского языка.
Однако наступила осень, и стенания горожан прекратились – вокруг стало чистенько и в основном ровненько. Что-то важное и необходимое город все-таки сделать успел. Несмотря на непростую экономическую ситуацию в мире и усохший из-за этого городской бюджет.
Во-первых, на новое строительство и реконструкцию дорог в текущем году было потрачено 185 млн рублей. Во-вторых, на капитальный ремонт дорог, где городу подставила плечо краевая администрация, было выделено 150 млн рублей. Благодаря краю Барнаулу удалось решить проблему ремонта проспекта Калинина. В-третьих, на текущий ремонт было истрачено 166 млн рублей – на 59 млн больше плана.
В этом году была продолжена работа по строительству и ремонту дорог в частном секторе – на обновление 15 улиц потребовалось 32 млн рублей. За год обустроили три сложных переезда через трамвайные пути – на Змеиногорском тракте, пересечении улицы Попова и Павловского тракта, на перекрестке Малахова и Советской армии. Впервые в городе были применены технологии дорожного строительства из Санкт-Петербурга с монолитной плитой из фибробетона и прирельсовым резиновым профилем особого состава.
Реально полезной работой, за что автомобилисты говорят спасибо, оказалась реконструкция и расширение улицы Власихинской – теперь там по две полосы движения в каждую сторону, а на пересечении с улицей Попова отличный безсветофорный поворот направо.
9 октября в Барнауле комиссия будет оценивать работу дорожников на улице Пионеров – в связи со строительство в районе Нового рынка большого торгового центра пришлось создавать рядом с путепроводом на проспекте Ленина сложную транспорт-
ную развязку, предусматривающую удобный выезд с парковок. Заодно город сделал в этом районе очень важное дело – реконструировал ливневую канализацию. Она там уже многие годы была разрушена и забита, и долгие лужи на улицах Пионеров и Профинтерна были обычным делом.
Сейчас текущий ремонт продолжается на улицах Кавалерийской, Смирнова и Горно-Алтайской. Пока позволяет погода, дороги будут доделывать.
Демидовский кластер
В будущем году город планирует всерьёз приняться за поселок Южный – реконструировать площадь возле Дома культуры, обиходить аллею от пл. Чепурко, обновить фонтан, отремонтировать улицу Чайковского.
Ещё в планах расширение от улицы Кутузова через Ленточный бор к Власихинской с выходом транспорта прямо на Попова. Вместе со строительством второй очереди улицы Попова до улицы Трактовой это реализует мечту многих водителей о быстром проезде из центра города по объездной дороге в сторону Власихи. Проект расширения улиц уже готов, экспертиза дала положительное заключение, цена вопроса – 400 млн рублей. За два года проект вполне можно осуществить.
Но самый главный городской проект ближайших лет – развитие туристического кластера в старой части города, на месте демидовских заводов горного округа. Всего на развитие кластера направляется почти 700 млн рублей федеральных денег, из них 309 млн – на реконструкцию мостов через реку Барнаулка – на проспектах Ленина и Социалистическом.
С минувшего понедельника в районе моста у Старого базара для движения из города осталось всего две полосы, а с 28 ноября мост будет полностью перекрыт – его разберут на год. Всё движение транспорта из города по Новому мосту будет идти по Красноармейскому проспекту и, частично, при движении с Нового моста – по улице Горького.
Существенно изменится маршрут движения многих видов общественного транспорта. Это создаст горожанам ряд неудобств, но зато со временем Барнаул получит обустроенную набережную реки Барнаулки, на которую пока без слез смотреть невозможно.
Проблемой, которая пока плохо решается в Барнауле, остаются тротуары. Администрациям районов города в год выделяется на них всего по 2 млн рублей, и латаются они по заявкам граждан. Поэтому когда вдоль всего Павловского тракта, начиная от улицы Советской Армии, проложат хороший тротуар – никому не известно.
Мнение власти
Анатолий ВОРОНКОВ, первый заместитель главы администрации Барнаула по дорожно-благоустроительному комплексу:
– Всем барнаульцам нужно потерпеть около года. Если сейчас не реконструировать мосты через Барнаулку по федеральной программе, потом сложно будет найти деньги.
В следующем году по этой программе будет обустроена ливневая канализация на улицах Мало-Тобольская, Толстого, Гоголя, Пушкина. Вместе с реконструкцией ливнёвки будет идти благоустройство улиц – обновление газонов, тротуаров, освещения. Это большая стройка, которой никогда раньше не было, хотя она может создать неудобство барнаульцам.
Так, на улице Гоголя, под которой залегают мощные грунтовые воды, будет проведена такая же большая работа, как раньше на улице Кутузова.
Пока не найдено решения по улице Мамонтова. Дренажная система на ней дореволюционных времён поддерживалась в рабочем состоянии за счёт стараний жителей частного сектора – где-то вода уходила по участкам или между ними. Но теперь во многих местах она перекрыта, и вода идёт верхом по дороге. Возможно, какой-то вариант обустройства ливнёвки будет найден при строительстве туристического кластера.
Станислав ТЕТЕРЯТНИК, председатель городского комитета по информационной политике:
– Сейчас барнаульцы, проезжая по мосту через Барнаулку, часто не понимают, что едут по мосту. А с нового моста будет организован выход на реку, обустроена прогулочная зона с архитектурными формами, скамейками и озеленением.
План реконструкции мостов предполагает и реабилитацию реки Барнаулки – очищение русла, выход на берег с укреплением берега, благоустройство прибрежной территории. Берега будут очищены, но самая большая проблема – как потом эту чистоту сохранить. Кстати, в рамках программ с федеральным финансированием планируется очищение русла и берегов рек Пивоварка и Власиха. По Пивоварке проект уже находится на согласовании в Москве.