Причиной встречи с журналистами стали телевизионные спекуляции на тему безопасности и качества производимых в России колбас.
Раздутые кошмары
В телевизионных кругах существует профессиональное понятие «откошмаривания» – эмоциональной трактовки событий в трагичном и пугающем для зрителя ключе. Цель – захватить внимание зрителя, надавив на его глубинные страхи. Интерес к каналу – это рейтинг, а рейтинг – высокие доходы от рекламы. Иногда в жертву интригующей трактовке приносится и сам факт. Съемочная группа приезжает с готовым сценарием и уже на месте подгоняет под него картинки, моделирует факты. К примеру, в конце марта по одному из центральных каналов прошло «документальное» расследование «Сколько мяса в колбасе?».
Началось с нагнетания страха съесть вместо колбасы смесь из консервантов и красителей и закончилось страхом обнаружить в ней крысу. Это привело к единовременному снижению продаж мясных изделий по стране, по разным оцекам, на 10-15 процентов.
Поддержать своего производителя
В одном из сюжетов пугающей передачи, отснятом в Республике Алтай, фигурировала колбаса Сибирской продовольственной компании. Это не могло не возмутить руководство республики и компанию-производителя.
Ведь там СПК не только продает свою продукцию, но и развивает мясозаготовительные предприятия. Заместитель министра сельского хозяйства Правительства Республики Алтай Роман Тоорчуков напомнил, что мясное животноводство и мясопереработка – одна из основ экономики региона. Продукция СПК всегда была в Горном Алтае на высоте, и ни у потребителей, ни у контролирующих органов никогда не было к ней претензий. Но телевизионщики, не взяв ни у кого в республике комментария, походя, очернили предприятие.
По словам директора Сибирской продовольственной компании Ирины Макаровой, обвинения мясопереработчиков России в производстве некачественных и опасных для здоровья продуктов удивили и возмутили всех, знакомых с технологией производства колбас. Ученые Всероссийского НИИ мясной промышленности направили в правительство РФ открытое письмо с просьбой «разобраться в мотивах авторов подобных клеветнических передач».
Одной из предполагаемых причин они считают лоббирование интересов иностранных мясоперерабатывающих компаний, которые заинтересованы в разрушении российской мясной отрасли. Также открытое письмо, уже на имя Владимира Путина, написали производители колбасных изделий Саратовской, Волгоградской и Новосибирской областей. Ирина Макарова напомнила, что пищевая отрасль страны тесно связана с агропромышленным комплексом. Объемы переработки и сбыта продукции напрямую влияют на производство сельхозпродукции и, в конечном итоге, на уровень жизни сельчан.
Колбасные мифы
Начальник производства СПК Валентина Бондаренко прокомментировала прозвучавшие в передаче страшилки. В частности опровергла миф о крысе в колбасе – на современных производствах высокий уровень санитарии, все оборудование современное, герметичное, исключающее попадание в продукцию посторонних предметов. Утверждение о способах определения обилия консервантов по темному цвету среза колбасы – тоже выдумка. На самом деле цвет зависит от мяса – свинина светлее, а говядина и конина темнее.
А превышение в колбасе одного из московских производителей допустимой дозы нитрита натрия в 110 раз – тоже вымысел. В российской практике на 100 кг сырья принято добавлять 5-7 гр. этого консерванта, а в Германии – 15-20. На таких крупных предприятиях, как Сибирская продовольственная компания, действует и круглосуточный государственный ветеринарный контроль всех этапов производства – от поступающего сырья и оборудования до готовой продукции. Мясо на колбасу идет из Горного Алтая и Новосибирской области.
Кстати, на главный вопрос передачи «Сколько мяса в колбасе?» отвечают ГОСТы и технические условия, по которым выпускаются колбасы. Например, мясная составляющая в вареных колбасах высшего сорта – от 90 до 95%. Если брать сырокопченые колбасы, то чтобы получить 1 кг этого продукта, который в процессе приготовления высушивается, берется 1,5 свежего мяса. Так что не всякое слово с экрана – правдивое.