Под окнами редакции в Барнауле находится банк, судя по названию – французский. Почти каждое утро на его крыльце собираются люди, которые занимают очередь и чего-то ждут. Днём активность возле банка невелика – лишь изредка на крыльцо выходит охранник, который палкой сбивает сосульки или выговаривает дежурящим возле соседней аптеки бомжам. Такая тишина резко контрастирует с вечной толкотнёй в любом отделении крупного федерального банка с зелёным логотипчиком. Тем не менее, и этот банк имеет клиентов, совершает какие-то операции и даже является успешным.
Работа на бренд
Сколько в Алтайском крае банков – точно, вероятно, не скажет никто. Кто-то открывает в регионе свои филиалы, кто-то закрывает, государство отзывает у банков лицензии – только на прошлой неделе – у двух банков. Тем не менее, по данным сетевых информационных ресурсов, посвящённых банковской жизни, в краевом центре сегодня насчитывается 55 банков, восемь из которых считаются крупными. Впрочем, навигационные системы насчитывают лишь 36 банков – тех, в чей офис можно постучаться. Остальные, вероятно, действуют больше в виртуальном пространстве или предоставляют услуги в рамках более крупных компаний – к примеру, операторов мобильной связи.
Однако каждый банк, только если он не сосредоточен на узком сегменте клиентов, которые передают вести о нём по принципу сарафанного радио, стремится к узнаваемости и известности. С социологической точки зрения это разные понятия – узнают, если напомнят, а известность – это спонтанное знание бренда, которое вспоминается самостоятельно. И конечно, любой банк – хоть маленький региональный, хоть большой федеральный, стремится к последнему – известности. По признанию руководителя одной кредитной организации, в идеале при упоминании слова «банк» клиент должен вспоминать образ именно их банка.
Конечно, рядовой потребитель часто интересуется «надёжностью» банка. Но в реальности это важно лишь при размещении вкладов, при заимствовании денег у банка населению важнее условия кредитования, а не финансовая устойчивость.
По оценке социологов на узнаваемость банковского бренда влияет множество различных факторов – и масштаб рекламных кампаний, и качество креатива – ярким примером может служить банк «Империал», рекламу которого люди вспоминали через много лет после исчезновения банка. Влияет на узнаваемость и расположение банков, упоминание в СМИ. Правда, не всегда известность связана с доверием – некоторые банки и даже отдельные банкиры успели «засветиться» в информационном пространстве в скандальном свете, и хотя их теперь знают – идти к ним клиенты не спешат.
Мал, да удал?
Помимо рекламы увеличению узнаваемости способствуют и усилия банков, направленные на привлечение клиентов оригинальными услугами, льготным периодом обслуживания, сниженным процентом кредитования и созданием дополнительных удобств клиенту. И тут большие и маленькие банки идут разной дорогой – одни берут объёмом и числом, другие качеством и умением.
По мнению Андрея МАКУЛОВА, члена совета директоров одного из региональных банков края, для того чтобы найти клиента и стать узнаваемыми, банкам приходится по-максимуму использовать свои конкурентные преимущества.
Достоинство небольших региональных банков – большая оперативность в принятии решений, особенно это важно в кризисной ситуации. Внедрение инноваций в малых банках идёт быстрее и дешевле. И особенно хорошо это проявляется в кризис – в прошлый кризис именно небольшой банк Барнаула первый внедрил чиповую карту для расчётов внутри большой организации с персоналом на 13 тыс. человек, решив таким образом проблему нехватки наличных денег. Только через полтора года подобные системы внедрили крупные банки. Известная сейчас всем жителям края «Система Город» тоже начиналась с малых банков. Только потом, с большим трудом, она появилась у крупных кредитных организаций.
Для того чтобы достучаться до клиента, банкам края приходится постоянно пробовать, выдумывать, творить, внедрять новые продукты и конкурировать. Наличие в крае множества банков позволило региону несколько лет назад избежать коллапса в экономике – когда у крупного федерального банка сменился руководитель, какое-то время он не мог оперативно реагировать на запросы рынка. Только наличие других банков позволило предприятиям края, которым отказали в пролонгации сроков кредитования, завершить свои проекты. Маленькие банки тогда получили массу хороших клиентов, а большой банк, увидев конкуренцию, сменил свою позицию по кредитованию.
Большое число небольших банков говорит об успешности финансовой страны – на них удобнее обкатывать разные новшества.
По мнению специалистов финансовой сферы, наличие в крае малоизвестных банков – не великая проблема. Банков может быть и много больше – каждый ищет свой путь к клиенту, а количество поздно или рано превращается в качество.
Рейтинг узнаваемости
■ Банк «ВТБ 24» – 108
■ Сбербанк России – 106
■ Альфа-Банк – 64
■ РоссельхозБанк – 31
■ Русский стандарт – 28
■ Совкомбанк – 26
■ Банк Хоум Кредит – 27
■ МДМ Банк – 23
■ Банк Открытие – 19
■ Газпромбанк – 18
■ Лето Банк -18
■ ОТП Банк – 16
■ Бинбанк – 16
■ Райффайзенбанк – 15
■ Сибсоцбанк – 14
■ Банк Уралсиб – 12
■ Тальменка-Банк – 11
■ ФорБанк – 11
■ Промсвязьбанк – 11
■ «Региональный кредит -11
■ Азиатско-Тихоокеанский банк – 10
■ Банк Авангард – 10
■ Банк Возрождение – 8
■ Русфинанс Банк – 6
■ Ренессанс Кредит – 6
■ Юниаструм Банк – 6
■ Банк Югра – 6
■ Уральский Банк реконструкции и развития – 6
■ Восточный экспресс – 4
■ Зернобанк – 4
■ Алтайкапиталбанк – 4
■ Банк Москвы – 4
■ Транскапиталбанк – 4
■ Собинбанк – 4
■ АК Барс Банк – 3
■ Петрокоммерц – 3
■ Росбанк – 2
■ Росгосстрах Банк – 2
■ МТС-Банк – 2
■ Банк Левобережный – 2
■ Тинькофф Банк – 2
■ АлтайБизнес-Банк – 2
■ Алтайкапиталбанк – 1
■ ЮниКредит Банк– 1
■ Мособлбанк – 1
■ Банк Траст – 1
В опросе приняли участие 118 человек. Опрос проведён силами редакции «АиФ-Алтай»
Узнай меня
Барнаульцы узнают банки по рекламе и скандалам.
В краевом центре много банков. Настолько много, что назвать их все обычный человек не сможет. Из более чем 50 банков, представленных в краевом центре, большинство вспоминали те, чьими услугами пользуются или название которых на слуху из-за рекламы или скандалов. В ходе опроса мы попросили вспомнить названия известных им банков, называть можно было сразу несколько. Проводился опрос, чтобы выявить уровень, или, по-другому, своеобразный рейтинг узнаваемости. Всего в опросе приняли участие 118 человек – от 20 до 60 лет. Для полноценной социологической выборки этого недостаточно, но общее представление о знакомстве горожан с финансовыми учреждениями составить можно.
Кредитная тишина
В любой кризисной ситуации можно демонстрировать два типа повеления – переходить в выжидательную оборонительную позицию или резко активизироваться.
Применительно к россий-
скому менталитету большинство граждан выбирает первую стратегию – ждать и сохранять. Жители края – не исключение. Проявляется это, в том числе, в том, что в условиях роста цен и заморозки роста заработных плат жители Алтая предпочитают по возможности кредиты не брать. Спрос на заёмные деньги сократился в регионе в два раза.
Так, в январе банки края выдали потребительских кредитов на 4,1 млрд рублей. По сравнению с январём прошлого года это только 55,2%. Но при этом Алтайский край традиционно входит в число регионов с самым большим числом дей-
ствующих займов. По данным Национального бюро кредитных историй, в прошлом году почти каждый второй житель края (более миллиона человек) имел кредитные обязательства перед каким-то банком.
По информации Ларисы Кузнецовой, пресс-секретаря одного из федеральных банков с государственным участием, представленных в регионе, объём кредитов снизился из-за повышения кредитных ставок и снижения платёжеспособности населения. Заявок на кредиты стало меньше, а процент отказов, напротив, вырос. Банки стали иначе оценивать кредитоспособность заёмщиков, исходя из того, что изменилась стоимость потребительской корзины. Если раньше на обеспечение нормальной жизнедеятельности человеку хватало порядка 40% от всех доходов, то теперь эта цифра составляет 55-60%, а, значит, снижается возможность обеспечивать кредитные обязательства.
Несмотря на удорожание потребительской корзины, жители края пока более-менее ответственно рассчитываются по кредитным обязательствам. Рост просрочек наблюдается, но не является критичным. Больше всего от невозвратов страдают микрокредитные организации. А банки просто отказываются сегодня от наиболее рискованных кредитных продуктов и переходят на более тщательный анализ платёжеспособности заёмщиков.