Барнаул, 5 февраля – АиФ-Алтай. В Алтайском краевом театре драмы им. Шукшина в очередной раз разгорелся скандал. Нашелся недовольный зритель, который свои соображения о спектакле «Остров Рикоту», оскорбляющий, по его мнению, чувства православных, направил напрямую губернатору Александру Карлину.
Александр Созонов, режиссер спектакля «Остров Рикоту». Скриншот vk.com |
В ответ на это главреж театра Илья Ротенберг, вступился за коллегу – молодого московского режиссера Александра Созонова.
Это не первый скандал вокруг постановок театра. Напомним, в начале декабря 2012 года специалисты ГУ образования и молодежной политики Алтайского края раскритиковали детский спектакль театра, который поставил приглашенный новосибирский режиссер Павел Южаков.
В прошлый раз чиновники предположили, что шумиха вокруг документа создана лишь для того, чтобы привлечь внимание к спектаклю.
Подробнее читайте в материале «Поцелуй, чтоб проняло…»: Критика детской постановки алтайского драмтеатра взорвала блогосферу >>
Возможно. Негатив всегда привлекает много внимания. От кого бы он ни исходил.
Хуже, чем Pussy Riot
28 января в театр драмы пришла копия письма от некоего Евгения Холодова, в котором он просит лично губернатора отменить спектакль и наказать его создателей, оскорбляющих чувства православных.
В своих рассуждениях Холодов сравнивает сцены спектакля с акцией скандальной группы Pussy Riot, члены которой сейчас отбывают наказание в колонии за панк-молебен, исполненный в храме Христа Спасителя.
«Мне, как русскому человеку, было невыносимо больно смотреть, как в ходе повествования начали глумиться над православной верой. А апогеем этого действа стала сцена, во время которой героиня спектакля стала разделывать рыбу на иконе! <…> В нашей стране уже было дело Pussy Riot, после которого мракобесы начали спиливать кресты, общество разделилось на два конфликтующих лагеря. А ведь то, что совершили девушки было, на мой взгляд, не так страшно и цинично, как разделывание рыбы на иконе!», - пишет Евгений Холодов губернатору.
Полный текст послания приводит Политсиб.ру.
Далее автор рассуждает о том, какого наказания заслуживают создатели спектакля, а также те, кто разрешил его к показу – а именно: директор театра Березина Любовь Михайловна, руководитель Комитета по культуре Алтайского края Безруковой Елены Евгеньевны, режиссер Александр Созонов.
По словам Евгения Холодова – автора письма - они заслуживают уголовного наказания. Простого увольнения, а уж тем более «легкой взбучки», будет недостаточно.
Подробнее о наказании за осквернение религиозных чувств читайте в материале Оскорбление религиозных чувств могут приравнять к убийству >>
Людей, пошатнувших веру и осквернивших православные святыни, стоит лишить права занимать руководящие посты, пишет автор.
Неофициальный ответ на «кляузу»
Илья Ротенберг. Скриншот vk.com |
Главреж театра драмы Илья Ротенберг открыто ответил на письмо Евгения Холодова на своей страничке «В контакте». Выпускник ГИТИСА, в 2012 году он встал у «руля» алтайского театра драмы.
В послании Евгению Холодову Ротенберг недоумевает, как можно сравнивать акцию Pussy Riot в освященном храме, с тем, что происходит на сцене театра. Ведь театр, по мнению Ротенберга, - светское учреждение, поэтому он не может оскорблять или не оскорблять чувства верующих.
Кроме того, театр не обязан пропагандировать духовное наследие русской культуры.
«Сравнивать наш спектакль с акцией Pussy Riot – это бред хотя бы потому, что Pussy Riot проводили свою акцию в храме, а мы делаем свой спектакль на сцене театра, который пока еще никто не освещал и не возводил в статус «Православный театр Алтая»», - пишет Ротенберг.
А в ответ на главный аргумент Холодова, свидетельствующий о том, что на сцене происходит «надругательство на верой», Ротенберг приводит свое видение постановки:
«Если вы внимательно последите за сюжетом, вы обнаружите, что все дело в том, что главный герой приезжает на языческий остров, который является территорией России, которая, кстати, многоконфессиональна. Жизнь на этом острове двойственна: с одной стороны, его обитатели живут отдельной от страны жизнью, не зная или не помня ее культурно-исторических и религиозных первооснов. С другой стороны, все предметы быта наши, отечественные. Персонаж спектакля Степанова просто не отличает икону от разделочной доски. Также как и вы, Евгений Николаевич, не отличаете спектакля от сатанистской акции».
Не нравится - не приходите, резюмирует главреж.
Скриншот vk.com |
Официальный ответ
До 8 февраля руководство театра должно ответить на вопросы, поставленные Евгением Холодовым в письме губернатору. Директор театра Любовь Березина, которую Холодов предлагает лишить поста, сказала Политсиб.ру, что направит официальный ответ, в котором постарается убедить автора письма, что «это не то, о чем он подумал».
Любовь Березина. Фото: Евгения Савина |
«Все, что написано в письме – это домыслы автора письма. Потому что ни тушу тюленя, ни рыбу мы не разделываем на иконе. И иконы там нет, есть доска, которую нарисовали в нашем бутафорском цехе. Если бы автор внимательно смотрел спектакль, он бы понял, что там говорится о людях, у которых некая секта.
Они верят совершенно в другое. Показана жизнь, в которой люди оторвались от общества, и для них совершенно другие темы важны. Это же, в любом случае, не жизнь, а спектакль.
Надо уметь отделять одно от другого. Мы ведь не в жизни пытаемся богохульствовать, а с точки зрения этих героев. Не думаю, что кто-то попросит внести какие-то изменения. И я не дума, что какие-то изменения нужны. Я сама глубоко верующий человек и никогда бы не допустила такого богохульства, о котором пишут в этом письме. Думаю, просто нужно написать человеку ответ и убедить его в том, что это не то, о чем он подумал.
Я напишу свой ответ управлению по культуре, а как дальше будет отвечать администрация, не знаю».
Справка
«Остров Рикоту» - театральный триллер по пьесе Наталии Мошиной, режиссер Александр Сазонов. Премьера состоялась в ноябре 2012 года.
История о том, как молодой московский журналист приезжает на дальневосточный остров Рикоту, чтобы написать репортаж о том, как живут провинциалы. Сначала жители острова, которые заявляют герою, что никакой Москвы нет, вызывают у него только ироничную улыбку.
Но когда приходит время возвращаться «на большую землю», баркас терпит крушение, а жители Рикоту оказываются совсем не теми, за кого себя выдают.
Удастся ли главному герою покинуть таинственный остров или он останется там навсегда?», - задавали зрителям вопрос афиши спектакля.