Всем известно: наступающий год по решению правительства России объявлен годом Кино.
Наш край с отечественным кинематографом «сроднили» такие знаменитости, как Иван Пырьев, Екатерина Савинова, Василий Шукшин, Валерий Золотухин… Ну, а среди представителей молодого поколения деятелей российского кино – режиссёр Евгений БЕДАРЕВ, с которым мы сегодня и беседуем.
О надеждах и патриотизме
– Евгений, по вашему мнению, что принесёт Год кино нашему кинематографу?
– Радость и счастье (смеётся)... Надеюсь, что этот год подарит сценаристам – вдохновение, режиссёрам – интересные проекты и хорошие бюджеты, актёрам – достойные предложения. Хотелось бы верить, что кризис не очень повлияет на состояние нашего кино. Ведь финансовый вопрос в нашей сфере очень важен. От экономического неблагополучия в стране кино страдает в первую очередь. Когда кому-то нечего есть, не хватает средств для поддержания производства, то кино уже рассматривается как излишнее развлечение, воспринимается как вторичная по значению вещь.
– Вы лично надеетесь, что будут новые проекты, есть что-то в задумках?
– Задумок-то много. И есть действительно интересные проекты. Дай Бог, чтобы они осуществились.
– Почему наши земляки-кинорежиссёры так любили и любят снимать кино на малой родине? Из патриотических чувств или здесь работается легче?
– Условия для работы здесь, наоборот, сложнее. Удобными для кинематографистов можно считать условия работы в признанных центрах кино – Москве, Питере. Тем более что сегодня качество фильма определяет наличие многих составляющих – и красивые места съёмок, и дорогая техника, и современная графика, и оборудованные павильоны, и качественные декорации... А когда требуется вести съёмочную группу через полстраны, получается накладно. Смотрите, даже просто проезд одного человека из Москвы в Барнаул стоит порядка 30 тысяч, если «туда и обратно». Умножьте на 50-60 человек (это минимум), уже получается «красивая» сумма.
С другой стороны, на Алтае в самом деле очень красиво. Удивительные и разнообразные пейзажи, ландшафты. Особенно в горах. Недаром многие называют Горный Алтай второй Швейцарией. И в то же время здесь во всём чувствуется особая самобытность. Очень хочется эту красоту показать всем-всем-всем!
Что касается кинорежиссёров, которые в нашем крае работали, то я не могу, конечно, сказать за всех. У каждого, наверное, были свои мотивы. Шукшин ехал на малую родину и за природой, и за самобытностью, и за душой народной. И всё это здесь находил сполна.
О центре и периферии
– Вы давно уже живёте в Москве. Но часто приезжаете в Барнаул. Как сейчас воспринимаете малую родину – как провинцию?
– Смотря какой смысл вкладывается в это понятие. Провинция – в чём? Относительно чего будем мерить? Если говорить о кинопроизводстве, то, я как кинорежиссёр, конечно, могу жить на Алтае, но большую часть времени буду проводить в Москве. Потому что в Москве существует база для работы. Там все необходимые условия и – самое главное – там сконцентрированы основные денежные потоки. В этом плане Барнаул, Новосибирск, Красноярск или Владивосток будут кинематографической периферией.
Но если важна близость к природе, то лучше жить, конечно, на Алтае. Здесь всё располагает к тому, чтобы творить. Помню, один Новый год мы встречали в Чемале. И хотя снега не было совсем, но прямо с крыльца дома открывался такой вид на горы!.. Дух захватывало. Там можно стихи сочинять, картины писать и фильмы снимать.
Опять же, если говорить об энергетическом центре, то Алтай однозначно такой центр. В Москве или в Крыму уже мало энергетики. А на Алтае, слава Богу, она ещё сохранилась.
– Почему такие фильмы, как, например, ваш «Тариф «Новогодний» – юморной, конечно, но о чуде человеческих отношений – так трогают зрителей?
– Потому что все мы – дети. Даже когда вырастаем, мы продолжаем верить в сказку. Каждая девушка надеется, что встретит свою любовь, самого лучшего парня. Парень надеется, что может прямо на улице встретить невероятной красоты девушку. Все мы ищем любовь и все надеемся, что найдём её. В жизни, увы, не всегда так случается, а в фильмах вместе с героями мы можем пережить эти чувства. И, посмотрев кино, поверить: да, и с нами такое может произойти! С одной стороны это аттракцион, а с другой стороны, это возможность пережить вместе с экранными героями ту жизнь, в которой хочется оказаться, пережить те эмоции, которых часто не хватает в жизни.
Главное – удача
– У многих из нас с Новым годом связан какой-нибудь фильм. У кого-то – «Карнавальная ночь», у кого-то «Ирония судьбы». Для вас какой фильм – новогодний?
– «Чародеи». Потому что там поют, танцуют, и это сказка, перенесённая в наше время. Я очень люблю вообще микс сказочного и современного.
– Это в духе тех фильмов, которые снимаете вы…
– Да, это бесспорно похоже. Мне нравится, когда круто «замешаны» сказки и реальная жизнь.
– Чего желаете на Новый год землякам и себе самому?
– Себе, родным и всем читателям «АиФ-Алтай» хочу пожелать, чтобы в жизни были следующие очень важные вещи. Должна быть удача, потому что очень важно оказаться в нужном месте в нужное время. Обязательно должна быть радость. Никто не знает, как выглядит счастье – у каждого своё понимание этого, но радость должна нас сопровождать всегда, чтобы даже в самый критический момент не отчаиваться, а верить, что будет что-то лучшее. И, конечно, должно быть здоровье, потому что, если не будет здоровья, ничто не будет приносить удовольствия.
И опять возвращаюсь к пожеланию удачи. Мне кажется очень верным высказывание Уинстона Черчилля: «Не желайте здоровья и богатства, а желайте удачи, ибо на «Титанике» все были богаты и здоровы, а удачливыми оказались единицы!». Так что – удачи нам всем!