Совсем скоро наступит… Или случится… Нет! – Произойдет 1 апреля! Кто-то ждет этот день с радостным нетерпением, кто-то с тревожным раздражением, кто-то наверняка его и не ждет – но таких, мне кажется, не слишком много… Поэтому накануне столь неоднозначной даты – смешной и коварной, доброй и не очень – мы решили поговорить о вечном – о юморе (и не только). Разумеется, с человеком, который знает в нем толк. Наш гость – участник команды КВН «Дети Лейтенанта Шмидта», актер театра и кино, режиссер-постановщик Петр Винс.
Белый клоун
- Многие великие комики в жизни оказываются весьма серьезными, а порой и угрюмыми, унылыми людьми. Насколько ваш сценический образ соответствует реальному?
– Часто приходится играть себя самого. Есть даже такая поговорка: времени вживаться в образ нет, каждый играет самого себя. Раньше, еще в КВНе, из-за того, что было очень мало времени, темп и образ жизни были таковы, что нужно было срочно, «с колес», что-то из себя изображать (а «изображать» – это дурной тон), поэтому играли самих себя. Я себя отношу к «белым клоунам». И не считаю себя великим человеком, абсолютно.
Для того чтобы быть великим, нужно, наверное, очень много работать. А я ленив изрядно, стараюсь это в себе искоренить, думаю, у меня еще лет 45-50 есть на это, и все будет нормально.
– Скажите, среди ваших знакомых есть люди абсолютно без чувства юмора? Насколько с ними комфортно общаться?
– Знаете, раньше часто бывало, что я просыпался в холодном поту после страшного сна с мыслью, что у меня нет чувства юмора. Что-то такое смешное снится, а я просыпаюсь и не смеюсь. Я не смотрю на других, мне страшно за себя. Постоянное ощущение потери или отсутствия чувства юмора – страшно. Часто смотришь какие-то вещи со сцены и думаешь: может, правда, у меня нет чувства юмора. А говорить про кого-то…
Не знаю, мне кажется, чувство юмора – настолько индивидуальная вещь, и те, кто имеют смелость выносить это на публику – великие люди, я себя к ним не отношу. Стараюсь, конечно, вынести что-то и насмешить. Мой девиз – век живи, век учись. И я был несколько обескуражен, когда мне позвонили и сказали, что хотят разместить интервью со мной в «Аргументах и Фактах». Мои аргументы и жизненные факты показывают, что рано мне еще на страницы газет (улыбаясь, – прим авт.)
Мы все должники?
– После КВН у вас довольно разноплановая деятельность, связанная и с театром, и с телевидением, и с кино. Говорить на эту тему можно много. А как бы вы называли то, чем сейчас занимаетесь?
– Я свободный художник. Вот говорю и сам себе не верю немного. А вечно сомневаться – это очень тяжело и сложно, но могу так сказать: в наше время иссякло, изжило себя понятие «плыть по течению» или «против течения». Потому что как такового течения нет, нет единого направления, есть какое-то хаотичное передвижение мыслей, людей, сфер деятельности, и разобраться в этом хаосе порой очень сложно.
Я вроде бы имею отношение ко многим вещам, но нет конкретики, которая объединяла бы все эти направления. Есть мечты, которые хотелось бы воплотить здесь, на Алтайской земле, в Барнауле, но частенько приходится выезжать в Москву для участия в телевизионных проектах, театральных. Я часто благодарю бога и моих преподавателей за то, что дали мне багаж, который помогает существовать и пробоваться в разных ипостасях.
Недавно по «Маяку» шла интересная передача (я часто слушаю в машине «Маяк»), где озвучивалась дилемма: если тебя выучили, значит, тебе дали взаймы некий багаж, который ты должен отдать. Это нравственная дилемма на самом деле. А ведь действительно, задаешься вопросом: куда, кому отдавать? И понимаешь, что отдавать надо людям, которые сидят в зале.
Тот театральный багаж, который я получил на курсе Леонида Федоровича Черкашенинова в Алтайском государственном институте культуры (сейчас Академии искусств и культуры), руководителя кафедры «режиссура праздников», помогает в очень многом. В том числе в режиссуре – у меня есть определенный опыт, и, думаю, продолжится сотрудничество с авторами новосибирского Академгородка, где в моем багаже уже три поставленных спектакля: «Made in China», антреприза «Дуры», «День хомячка».
– Вы пробовали себя и как актер, и как режиссер, и как постановщик, и как кэвээнщик. В каком качестве интересней?
– Ну, если пробовался, значит, и то, и другое интересно. Мне еще очень хочется попробовать себя (это одна из моих мечт) в каких-то серьезных вещах. Есть зуд на то, чтобы заставить человека не улыбаться, а задуматься над чем-то, может, это будет спектакль, может, судьба преподнесет еще раз подарок в виде какой-то роли в фильме, будем стремиться к этому.
КВН – образ мысли
– Что вам дал КВН?
– Багаж, который дает КВН, можно сформулировать буквально в одной фразе – мобильность, постоянная готовность и заряженность на то, чтобы в следующую секунду выдать что-то на-гора – свое отношение к происходящему. Это очень здорово помогает и не раз выручало. Например, в ходе очень сложных съемок «Самого лучшего фильма», в 3d. Казалось бы, жанр «поп-корна», во всяком случае, я не скажу, что это глубокое творение. Что называется, прийти в кинозал, пожевать поп-корн, похохотать, если смешно. Но сам процесс съемок был ужасно сложным, очень разношерстный состав людей на площадке.
К счастью, была очень здоровская команда. Например, работала болгарская бригада, которая участвовала в съемках фильма «Троя» (Columbia Pictures) – люди с колоссальным опытом. И выпадать из такой обоймы людей, которые задают тон самому процессу, – просто безответственно, ты обязан соответствовать этому, и поэтому ответственность была неимоверная. И здесь помогала как раз мобильность – ты знаешь, что тебе делать в эту секунду. Кроме того, КВН дает очень хорошую школу импровизации, а на площадке нам давали возможность переделывать имеющийся текст, и это было здорово.
– А какие вообще перспективы открывает КВН? Не секрет, же, что участвуют в нем студенты самых разных вузов, и потом их дороги часто расходятся с избранной профессией. Тот же Михаил Шац – медик, Павел Воля – филолог, учитель русского языка и литературы…
– Для всех по-разному. Если люди пришли, сыграли в выс- шей лиге и, так получилось, что остались в Москве, КВН для них быстро закончился, люди начали делать карьеру. КВН – некая ступенька, которая дает уверенность. Было в ходу такое выражение: КВН – это образ жизни. Но КВН – это еще и образ мысли, который накладывает определенный отпечаток на жизнь.
Если ты с этим образом согласен, если это твоя стезя – будешь двигаться вперед. Яркий тому пример: Шац, Лазарева, Бочаров… Мне доставило удовольствие присутствовать среди этих людей, когда мы были на ОСП-студии в проекте с Дмитрием Никулиным. Замечательные люди, прекрасные, мы из одного теста.
– Как вы относитесь к телепроектам ваших коллег по КВНу, вроде Камеди Клаб?
- Очень счастлив и рад за них. Что-то может не нравиться, с чем-то могу быть не согласен. Хорошо, что люди реализуются, занимаются любимым делом. Если у человека, который делает какой-то продукт, есть своя аудитория – значит, он не зря этим занимается.
«Дети лейтенанта Шмидта» возвращаются?
– Вы часто в Барнауле бываете?
– Да, стараюсь, у меня здесь семья, две дочки замечательные мои, лапушки. Я раньше был очень занят гастрольной деятельностью, потом она резко спала и мы сейчас больше здесь. Мы – это две творческие единицы нашей команды я и Дмитрий Никулин, к которым сейчас притягиваются и другие наши «осколки».
Работаем, программу сделали, Дмитрий Бакин, тоже из нашей команды, сейчас подъезжает сюда. Не теряем друг друга из вида, что-то будем вместе делать и в последующем. «Дети лейтенанта Шмидта» – брэнд, интерес к которому и у новой молодой аудитории кэвээновской, думаю, еще возникнет.
– Знаю, что вы бываете в жюри на Барнаульских КВНах, как оцениваете местный юмор, есть «любимчики»?
– Я не отслеживаю регулярно местный КВН, но скажу, что есть команды, достойные внимания, растущие, очень радуюсь их успехам. Но смотрю немножко со стороны. «Любимчиков» нет, просто смотрю и смеюсь, когда смешно.
– У вас в Барнауле есть места, с которыми связано что-то очень смешное?
– Смешное у меня часто бывает дома, с семьей. Помню очень смешной случай, когда дочь училась классе в третьем, я ходил к ней в школу на конкурс «народный артист». Выходит на сцену мальчик, один, объявляет сам себя: «Вальс! Чайковский!». Звучит музыка, мальчик без партнерши кружится по сцене, делает кругов пять, я смотрю, а у него лицо желтое, он останавливается, хватается за голову, потом все-таки доворачивает еще круга четыре, и кланяется. Было очень смешно. Дело не в месте, а в шутке.
– Совсем скоро начнется пора розыгрышей и шуток. Кто-то уже подготовил сюрпризы для близких, а кто-то с раздражением готовится обороняться от подобных «атак». Что бы вы сказали и тем, и другим?
– Мне нравится, когда разыгрывают, но мне нравятся шутки не злые. Розыгрыш должен нести положительную эмоцию. Что сказать… Смейтесь! И умейте смеяться над собой – это самое главное в жизни. Я очень серьезный в жизни, поэтому, как только вы сейчас уйдете, буду очень сильно смеяться над собой.
Досье
Петр Винс родился 20 сентября 1972 года в Северном Казахстане. Окончил Алтайский государственный институт культуры. Режиссер-постановщик, актер театра и кино, шоумен, КВН-щик, член команды «Дети Лейтенанта Шмидта», участник телепроектов: «ОСП-студия», «Назло рекордам», «Слава богу, ты пришел!», «Бойцовский клуб», «Комеди клаб» и т. д. Фильмография: «Самый лучший фильм», «Кто в доме хозяин?», «33 квадратных метра», «Дом, который построил ЖЭК», «День хомячка, или Русское счастье», «Здравствуйте, мы ваша крыша».