НЗМК – единственное в крае предприятие, вот уже 53-й год выпускающее железобетонную продукцию для мостового, гражданского, дорожного и промышленного строительства. В этом году завод осваивает новые виды изделий, которые в регионе не производит больше никто. Чем ещё живёт предприятие сегодня, «Аргументам» рассказал его бессменный директор Николай Рябушенко.
Разработали и внедрили
– Николай Александрович, как начался для завода 2015-й, нелёгкий для большинства отраслей производства в крае?
– Объёмы строительства, реконструкции и ремонта мостов и дорог Алтайского края мы знали заранее, уже были выделены федеральные деньги на мероприятия по восстановлению после паводка. Но строительный сезон в этом году начался позже обычного – задержались торги, прошла реорганизация «Алтайавтодора», в ходе которой 68 дорожных хозяйств сформировали в 6 более крупных. Поэтому первый квартал 2015-го завод работал на «склад», а потом Администрация Алтайского края совместно с «Алтайавтодором» приняли решение о превентивной замене ветхих и деревянных мостов в паводковых зонах – это значительно прибавило нам объёма работы. Увеличились объёмы ещё и за счёт заказов из Республики Алтай, где ситуация с подтоплением ветхих мостов в паводок практически такая же, как в крае.
– Мы первые в России разработали и внедрили мостовые балки под нагрузку в четырнадцать тонн на ось. Их у нас заказывают дорожники Новосибирской, Омской, Кемеровской областей и соседней Республики Алтай. Кстати, в республике сейчас период активного строительства мостов, мы уже сделали для них железобетон на семь мостов, ещё шесть планируем сделать до осени, остальные восемь – в зиму. Чтобы выполнить эти дополнительные к планируемым заказы, с 12 мая завод перешёл на двухсменный рабочий график без выходных и будет работать в таком режиме ещё по меньшей мере два месяца, заявки продолжают поступать.
– Новые балки делаются по особенной технологии?
– Нет, технологию мы особо не меняли. «Росавтодор» предложил обыкновенные Т-образные предварительно ненапряжённые балки заменить балками напряжёнными, но на это потребовалось бы много затрат – строить пропарочные камеры, дополнительные цеха… Поэтому наши технологи и инженеры рассчитали нагрузку, требуемое дополнительное армирование и насколько нужно увеличить ребро балки. В новосибирском институте путей сообщения наши расчёты проверили, провели испытания, далее «Союздорпроект» одобрил наше предложение и присвоил ему статус интеллектуальной собственности НЗМК.
– Какие ещё виды уникальной продукции делает предприятие?
– Интеллектуальной собственностью НЗМК является и 21-метровая облегчённая предварительно напряжённая балка, которую раньше выпускали только в Казахстане и которую мы «переработали» под эксплуатацию в условиях сибирского климата. Нашему авторству принадлежат пустотная мостовая плита в опалубке П-18, П-15, и П-12 и полусферическая труба. Да, сегодня эти мостовые конструкции делают и другие заводы, но в качестве и цене мы, несомненно, выигрываем. Именно поэтому нашу продукцию заказывает и Санкт-Петербург, и новосибирский «Сибмост», для них мы выполняем индивидуальные заказы. В прошлом году были клиенты из Подмосковья, Липецка, Ярославля, Омска…
Для ЖД и энергетиков
– Легко ли перестроить производство под такие индивидуальные изделия?
– Если позволяют грузоподъёмные механизмы и пропарочные камеры – то да. К тому же необходимо иметь в штате высококлассных специалистов, способных сделать точные расчёты. У нас всё это есть, мы гордимся своим коллективом, и инженерными, и техническими службами, и производственниками. За последнее время работать на НЗМК пришло очень много молодых специалистов, это придало предприятию новый импульс.
– Сколько сейчас человек в штате завода?
– Около двухсот. В связи с переходом на двухсменный график работы мы приняли в штат ещё пятьдесят человек и теперь закрываем объёмы без особого напряжения сил. А объёмы действительно увеличились значительно: за полугодие мы выполнили заказов почти столько же, сколько за весь прошлый год.
– Получается, что тяжёлая экономическая ситуация в стране вас никак не затронула?
– Да, кризис нас обошёл стороной, но это произошло благодаря тщательному планированию и плотной работе с заказчиками, в том числе потенциальными. И, конечно, широкому ассортименту изделий: только типовых наименований НЗМК сегодня выпускает больше 500, индивидуальные проекты мы вообще не считаем. Помимо конструкций для автодорог и железнодорожных путей завод выпускает «гражданский» железобетон для строительства – плиты перекрытий, берегоукрепительные плиты, фундаментные блоки, перемычки, канализационные кольца… Такие «частные» заказы составляют сегодня 18% от общего объёма прошлого года. Рынок предъявляет к нам свои требования, и мы стараемся им соответствовать. Недавно НЗМК перешёл на международный стандарт менеджмента качества ISO, много продукции выпускается сегодня и по ГОСТам. Совсем скоро начнём работать на энергетическую отрасль Алтайского края, будем делать для них опоры – уже готова вся документация и производственные мощности. Максимум через месяц цех начнёт работать в полную мощность.
Объёмы – будут!
– А в более отдалённой перспективе уже что-то просматривается? К примеру, на следующий год..
– Сами мы не строим, поэтому объёмы следующего года можем обрисовать лишь приблизительно. Да, завод делает продукцию «на склад», но только ту, которая стопроцентно будет востребована. Мы тесно сотрудничаем с «Алтайавтодором» и краевым Управлением по транспорту, поэтому примерно знаем, на каких объектах нашего региона будут вестись работы в следующем году. Кстати, около сорока процентов от всего произведённого объёма мы отдали нашим дорожникам без предоплаты – авансом, понимая, что денег у них в данный момент не достаточно, а работы вестись должны в срок.
– Такие авансовые отгрузки никак не влияют на финансовое положение предприятия?
– Налоги мы платим вовремя, зарплату выдаём тоже вовремя, причём в связи с увеличением объёмов даже её подняли. К тому же мы сегодня сохранили все меры социальной поддержки для своих сотрудников, шефствуем над несколькими образовательными учреждениями, дети и даже внуки всех наших работников устроены в детские сады. Выписываем газеты для пенсионеров, доплачиваем им ежемесячно по 500 рублей к пенсии. Частично оплачиваем отдых сотрудникам, бесплатно выдаём дрова живущим в частном секторе, ко всем праздникам выписываем премии, устраиваем торжественные мероприятия, спортивные соревнования. Получается, НЗМК и в новое время удалось сохранить старые традиции производства и перестроиться под требования рынка. Значит, работать и дальше мы будем стабильно.