Каждый раз, когда пассажироперевозчики краевого центра обращаются в мэрию с просьбой увеличить стоимость проезда – а это происходит регулярно – потребители их услуг взбудораживаются.
«Требы» транспортников народ воспринимает «со своей колокольни», соотнося их со своими доходами, что в принципе естественно, ибо «своя рубашка ближе к телу». Поэтому, когда недавно пошли разговоры, что руководители ряда крупных транспортных компаний города обратились даже не в администрацию Барнаула, а к новому главе региона, и хотят тариф в 30 рублей (себестоимость одной поездки в большом автобусе, – ред.), общественность ещё пуще загудела…
Ждём осеннего решения
Конечно, вряд ли городской координационный совет по ценообразованию решится одобрить повышение цены поездки сразу на 10 рублей. Но вообще подорожание проезда напрашивается: последний раз ценник в общественном транспорте Барнаула поменяли в декабре 2016 года. С 17 до 20 рублей выросла цена поездки в автобусах большой вместимости и маршрутках, до 19 рублей – в трамваях и троллейбусах. Электронная транспортная карта удешевляет поездку на рубль (до маршруток безналичный расчёт так и не дошёл – ред.). И никому не нужно объяснять, что с тех пор автопарк поизносился, запчасти изрядно подорожали, не говоря уж о топливе…
Так что мэрия больше не может игнорировать обращения перевозчиков, как и уговаривать их подождать, как это было в прошлом году на фоне грядущих выборов президента. Вероятнее всего транспортный тариф в краевом центре (и, возможно, далее везде) повысится осенью, и с этой мыслью пассажирам придётся смириться.
Зрите в корень!
Проблема в том, что повышение цены билета на рубль-другой проблем транспортников не решит, а у многих они таковы, что предприятия находятся на грани банкротства. Об этом говорит исполнительный директор Ассоциации пассажирских перевозчиков Барнаула Николай Долженко.
По его словам, большие автобусы в городе не закупались лет десять, утром на линию выходит большая их часть, в разгар дня добрая их половина возвращается в гаражи из-за обнаружившихся неисправностей, причём зачастую на покупку запчастей у предприятий нет средств. Из-за низких зарплат водителей и кондукторов прак- тически повсеместно наблюдается их недокомпект, а повысить зарплаты возможности нет. В приоритете – приобретение резко подорожавшего топлива. То есть, по сути, при неизменности ситуации в обозримом будущем на маршруты просто некому будет выезжать, выражает общее мнение пассажироперевозчиков Долженко.
Для разрешения проблемы требуется комплексный подход, и едва ли не первое, что нужно сделать, урегулировать вопрос с проездом льготных категорий граждан, из-за чего транспортники терпят большие убытки. К примеру, при реальной стоимости месячного проездного пенсионера около тысячи руб- лей они приобретают их за 430 рублей, а разницу по сути покрывают сами перевозчики. Пока они не могут прийти к консенсусу с мэрией по этому вопросу, а что уж говорить об изыскании средств для обновления транспортного состава!
Городские чиновники редко и неохотно комментируют «пассажирскую» тему в разрезе проблем автопредприятий. Надеемся, не потому, что им нечего сказать. А потому, что они сосредоточенно разрабатывают возможные варианты «умной» организации деятельности городского общественного транспорта – удобной для пассажиров и эффективной для перевозчиков.
Кстати
В столице Республики Алтай на днях принято решение об увеличении цены проезда в общественном транспорте. Как сообщают «Новости Горного Алтая», проезд на автобусе по Горно-Алтайску подорожает сразу на три рубля – до 18 рублей, до Маймы – до 20 рублей.
По информации источника, решение о повышении принято по ряду причин, в числе которых – рост цен на горюче-смазочные материалы, необходимость выполнения ряда затратных требований по обеспечению безопасности пассажирских перевозок и …повышение МРОТ.