У меня такое впечатление, что городские власти поторопились с внедрением электронных проездных. Сначала я слышала от соседских пенсионерок, что за ними приходится стоять «километровую» очередь. Потом одна из них жаловалась, что в её карте «что-то там не сработало». А вчера я лично в утренний час пик видела в автобусе первого маршрута чуть не плачущую кондуктора, прижимающую к себе считывающее устройство, в то время как пассажиры по-прежнему протягивали ей наличность… Оно точно надо?
По идеологии мэрии, электронные проездные помогут достоверно просчитать пассажиропоток на городских маршрутах и выстроить их максимально эффективную логистику. Кроме того, безналичный расчёт много удобнее. «Встретилась» на мгновенье проездная карта с валидатором (так называется считывающее устройство у кондуктора) – и всё! Никаких тебе «Готовьте мелочь для расчёта!», «А мельче -то у вас купюры нет?» и «Вы бы мне ещё копейками сдачу сдали!».
Почему слышно недовольство?
В перспективе, возможно, всё так и будет. Но стартовал проект со скрипом. И явно слышном в салонах больших автобусов, трамваев, троллейбусов возмущении – ведь в головах пассажиров повышение стоимости проезда с 17 до 20 рублей (сразу + три!) намертво связано с введением этих проездных. Так как поездка по «общегражданской» карте обходится на рубль дешевле, а есть ещё и льготные проездные (см. «АиФ-Алтай», № 46, «Билеты с экономией») в пунктах их продажи в «центровых» точках в последние дни ноября и первые декабря действительно выстроились «километровые» очереди. По ходу «стояния» некоторые люди только-только узнавали, что карты по тарифным планам разные, большая их часть даёт право проезда либо в автобусах, либо в горэлектротранспорте. Универсальным является лишь тариф «Электронный кошелёк» и карта для пенсионеров. Да и как универсальным? Маршрутки в электронную систему «не играют», так что, если у кого обязательный маршрут включает и её, и большой автобус (или трамвай/троллейбус) – вариантов сэкономить нет. Но вот некоторые пассажиры пока в час пик в транспорте с валидаторами, похоже, экономят. Ибо трепетно прижимая «машинку» (не копеечную, надо полагать), далеко не все кондуктора успевают взимать плату за проезд и наличкой, и с карт (тут недостаточно только глянуть на «корочку» льготника). Ну и другие заминки случаются…
Что выбирают?
Как рассказала Юлия ДОРОХОВА, руководитель МУП «Центртранс» (оно и «ведёт» электронную систему оплаты и учёта проезда, – ред.), в первый день нововведения некоторые из позвонивших на телефоны «горячей линии» сообщали о «пустых» (т.е. не пополненных) картах или перепутанных тарифах. По всем фактам проводятся проверки. Специалист советует в период отладки системы сохранять чеки, наличие которых поможет разобраться в возникающих нештатных ситуациях.
По данным оператора, с 1 по 5 декабря электронная система зафиксировала пассажиропоток в 786 525 поездок, транспортными картами оплата «прошла» 149 298 раз. На утро понедельника в городе было продано 24 459 карт, свыше девяти тысяч из которых приобрели пенсионеры(37,5%). Студенческими картами запаслись без малого 5 тысяч человек, школьными – немногим более четырёх тысяч. Тариф «Электронный кошелек» выбрали почти три тысячи горожан, а вот проездной исключительно для автобуса купили всего 189 человек. Возможно, «карточная» структура пассажирских предпочтений впоследствии изменится, но пока, как видим, горожане не очень разобрались, что к чему. А кому-то и смысла нет вникать, «какой такой валидатор».
Кстати
На сегодня в Барнауле открыты 50 пунктов реализации и пополнения транспортных карт, в т. ч. 15 киосков «Лига-Пресс» и 35 почтовых отделений.
«Горячая линия» по вопросам реализации и пополнения транспортных карт: 46-25-46, 71-78-20, 46-14-79.
Всю необходимую информацию, в т.ч. адреса пунктов реализации и пополнения карт также можно получить на сайте tk-barn.ru