Якову Николаевичу, чтобы доехать в Барнауле с улицы Балтийской до площади Октября, нужно 17 рублей и от получаса до часа времени. Цена неизменна – не важно, будет ли это трамвай, троллейбус, большой автобус или маршрутка – трёх монеток в 10, 5 и 2 рубля пока хватает на всё. Но вскоре мужчине придётся подбирать сумму, в зависимости от вида пассажирского транспорта.
«Копейка» для перевозчика
Нерегулируемые – это неконтролируемые муниципалитетом. Раньше каждый год перевозчики обивали порог мэрии с просьбой накинуть цену на билеты в автобусах, дабы транспортировка пассажиров из убыточности вышла к рентабельности. Плача было много, работали автобусники, если верить их словам, почти за «спасибо», менять автопарк, чинить транспорт было не на что.
Требовали накинуть всегда 3-4 рубля, но городская власть, опасаясь ропота граждан, разрешала повышать тарифы лишь на 1-2 рубля. Последнее повышение стоимости проезда с 15 до 17 рублей в автобусах большой вместимости было год назад – тогда координационный совет по ценообразованию уравнял цены для всех видов пассажирского транспорта. Правда, перевозчики просили 18 рублей, но рубль срезали, а маршруткам в повышении цены билета до 20 рублей вовсе отказали. Но теперь правила игры на рынке городских пассажирских перевозок меняются – некоторым разрешено устанавливать любую цену за проезд – хоть 50 рублей, хоть рубль за остановку.
Такое право им даёт вступивший в силу ФЗ № 220, разделяющий тарифы общественного транспорта на регулируемые и нерегулируемые. По словам Сергея ЩУКИНА, начальника городского отдела транспорта и связи, те маршруты, которые ранее получали компенсацию расходов за перевозку льготных категорий граждан, останутся на регулируемых тарифах. Маршруты, которые не получали компенсацию за льготников, уходят в сферу свободного ценообразования. В условиях Барнаула это, в основном, маршрутное такси с автобусами малой вместимости.
Пока о переходе на нерегулируемые тарифы заявили перевозчики 34-го и 117-го автобусных маршрутов. При этом плата за проезд на 34-м маршруте останется прежней – 17 рублей, а на пригородном 117-м вырастет до 30 рублей. Однако, как уточняют в администрации города, льготники на этом маршруте будут ездить бесплатно – их перевозку через повышенную стоимость билета оплатят пассажиры без льгот.
А может, меньше?
Мэрия не опасается большого роста цен в сфере нерегулируемых перевозок – ведь большинство таких маршрутов дублируется контролируемыми. У граждан будет выбор – добираться дешевле на большом автобусе или дороже на маленьком. Правда, «вольным» перевозчикам никто не запретит снижать цены и перетягивать пассажиропоток с муниципальных и датируемых маршрутов.
Мгновенного перехода на нерегулируемые тарифы не случится, он будет постепенным – по мере окончания действующих контрактов на перевозку пассажиров. Если претензий к перевозчику нет – контракт продлят автоматически, и он получит право устанавливать свободные цены. Если работа оказалась неудовлетворительной – за маршрут придётся побороться на конкурсе.
В отличие от прошлых власть теперь не будет интересовать расположение, состояние, бытовые условия для водителей на базах перевозчиков, зато, по вступившему в силу закону, важен будет возраст автобусов и периодичность обновления автопарка.
Кстати: В Барнауле работает 375 автобусов большой вместимости и 188 трамваев и троллейбусов.