Если позволяет погода, Иван Андреевич ходит с работы домой пешком. Неспешная часовая прогулка избавляет его от стояния в душном, забитом людьми автобусе.
Можно было бы ездить и на машине, но пока это экономически нецелесообразно – путь на работу и обратно «съедает» литр бензина, который сегодня в Барнауле стоит 32 рубля. Но если стоимость проезда в автобусе поднимут – невыгодно уже будет ездить общественным транспортом.
Учли по головам
В краевом центре три месяца считали пассажиров. Это создавало определённые неудобства посадки и высадки через одну дверь, зато специалисты АлтГТУ смогли провести комп- лексное обследование пассажиропотока.
Были пересчитаны «пользователи» 58 автобусных, 3 троллейбусных, 9 трамвайных маршрутов.
Главный вывод: барнаульцы стали ездить на общественном транспорте меньше. Если в 2006 г. ежедневно перевозилось 850 тыс. горожан, то в этом– только 611 тыс. Выросла только доля пассажиров, перевезённых маршрутными такси – со 114 до 134 тыс. А падение пассажиропотока в автобусах большой вместимости, трамваях и троллейбусах произошло на треть.
Также выяснилось, что 43,3% пассажиров пользуются автобусами большой и средней вместимости, 34,7% – электротранспортом, 22% – маршрутным такси.
Исследование уточнило и число льготников. Автобусы «бесплатно» везут каждого третьего пассажира, а горэлектротранспорт – почти каждого второго, хотя в 2006 г. льготным проезд был только для каждого четвёртого.
Дайте денег?
Экономия и задачи бизнеса часто противоречат друг другу. Давно известен факт, что чем больше граждане пытаются сэкономить на коммунальных платежах, уменьшать потребление света и воды – тем выше взлетают тарифы. Поставщики ресурсов не намерены нести убытки из-за экономных граждан.
Примерно та же картина наблюдается в общем транспорте. Снижение числа пассажиров не должно приводить к снижению доходов перевозчиков. Поэтому даже если в каждом автобусе будет ездить только один человек – платить он будет и «за того парня».
Перевозчики для увеличения пассажиропотока идут на разные ухищрения. Так, на одном из барнаульских маршрутов появились автобусы с минимальным числом мест для сидения – современные аналоги советских ЛиАЗов-677, куда можно было «утолкать» до 110 человек.
И, конечно, каждый год перевозчики плачут о низкой, по их мнению, цене на билет. Последнее повышение состоялось в феврале 2014 г., но уже в декабре они жаловались, что, когда просили цену в 16 рублей – им дали только 15, и почти год пришлось работать в убыток. Поэтому минимальная стоимость проезда в большом автобусе должна составлять никак не меньше 18 рублей.
Весной разговоры о повышении повторились. Параллельно и горэлектротранспорт, и владельцы автобусов большой вместимости безрезультатно пытались судиться с Минфином из-за размера компенсаций на перевозку льготников. Субсидий в 160 млн рублей по прошлому году для муниципального горэлектротранса оказалось недостаточно.
Молчат сегодня только «маршрутчики» – их цена в 17 рублей будто бы вполне устраивает. Но ведь только у них нет падения пассажиропотока, и они не перевозят льготников.
Кстати
Всего на маршрутной сети Барнаула работает 380 автобусов большой и средней вместимости, 300 автобусов маршрутного такси, 140 трамваев, 51 троллейбус.