Примерное время чтения: 10 минут
7345

«Наказание» за доверие? Как пенсионеры становятся жертвами мошенников

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. "АиФ-Алтай" 08/11/2015
Старики слышали о мошенниках, но не всегда могут их распознать.
Старики слышали о мошенниках, но не всегда могут их распознать. / Станислав ЛОМАКИН / АиФ

В своей районной поликлинике пенсионер Александр Иванович познакомился с общительной женщиной. Как-то само собой получилось, что рассказал он Людмиле про своё житьё-бытьё: вдовствует несколько лет, сын навещает редко, так что даже в одинокой стариковской «берлоге» убраться некому…

Случайная знакомая оказалась отзывчивой. Предложила прийти к нему домой, навести порядок. И слово своё сдержала.

Звонят? Закройте дверь!

Буквально дня через два женщина явилась в гости. Правда, за веник и швабру браться не торопилась. Походила по двухкомнатным «хоромам». Порасспросив хозяина об его привычках и обычном распорядке дня, уселась с ним чаёвничать. А потом вдруг, словно рассердившись, быстро собралась и ушла.

Впрочем, на следующий день явилась вновь. Правда, в неурочное время – Александр Иванович обедал, как всегда, на кухне. Нежданная гостья сказала, что обождёт в его комнате. Но тут сын Александра Ивановича по телефону позвонил, оповестил, что зайдёт через несколько минут. Гостья тут же ретировалась. А вместе с ней из заветного ящичка в шкафу исчезли остатки пенсии – 8 000 рублей.

пенсионеры
Чаще всего жертвами мошенников становятся одинокие, обделенные вниманием старики. Фото: АиФ

Но это ещё не печальный финал, а всего лишь грустное начало истории. Через месяц в дверь квартиры Александра Ивановича позвонили. На пороге стояла симпатичная девушка. Она представилась дочерью его лечащего врача. Сказала, что мама послала узнать о его самочувствии. Растроганный вниманием пожилой человек пригласил девушку на кухню, чтобы угостить её чаем с конфетами. Даже не заметил впопыхах, что дверь квартиры за гостьей не закрылась… Увы, после визита «дочки докторши» из квартиры наивного пенсионера исчезло ещё 20 000 рублей.

История Александра Ивановича – всего лишь эпизод из криминального багажа трёх барнаульских мошенниц, одна из которых была несовершеннолетней.

– Две взрослые женщины, одна из которых, кстати, была матерью несовершеннолетней соучастницы преступлений, ранее привлекались к уголовной ответственности за подобные деяния, – рассказывает Павел Дрожжин, следователь следственного отдела по Железнодорожному району города Барнаула.

Как выяснило следствие, в течение 2014 года они обманом похищали у четырёх барнаульских пенсионеров различные суммы денег (от 1 до 20 тысяч рублей). Причём некоторых из потерпевших мошенницы обворовывали неоднократно. Схемы, которыми они пользовались, стары, как мир: они назывались работницами коммунальных служб, соцзащиты, местной поликлиники. И пока одна из них шла заговаривать зубы хозяину или хозяйке куда-нибудь на кухню, предусмотрительно не закрывая входную дверь, другая опустошала стариковские тайники.

– Суд, приняв во внимание все доводы следствия, признал их виновными и назначил наказание, в зависимости от роли каждой в совершении преступлений, – говорит Яна Кирпиченко, помощник руководителя регионального СУ СК РФ по взаимодействию со СМИ. – Две женщины получили наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года 6 месяцев и на 5 лет с отбыванием в исправительной колонии общего режима. Несовершеннолетней подсудимой дали 3 года лишения свободы условно.

Люди ценят участие

По словам Светланы Ляпуновой, начальника отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Алтайскому краю, проблема социальных мошенничеств особенно остро встала с 2011 года. Тогда правоохранителям в день поступало по 10-20 звонков о случаях «развода на деньги».

В основном, пострадавшими были пожилые люди. Их пугали телефонными звонками: «Ваш сын попал в ДТП!», «Ваш внук задержан!» и т. п. Чтобы «решить проблему», предлагали определённую сумму перевести на телефон.

Был случай, когда запуганную телефонными мошенниками бабушку несколько раз пыталась остановить кассир-операционист банка. Старушка хотела перечислить весьма крупную сумму, чтобы вызволить на свободу «арестованного» внука. Она была уверена, что о помощи по телефону её просил голос любимого внучка. Невзирая на все разумные доводы, она всё-таки перечислила деньги. И – понятное дело – стала жертвой обмана…

Об обмане людей предупреждали всеми возможными способами: и памятки на коммунальных квитанциях печатали, и в СМИ выступали, и в общественном транспорте аудиоролики крутили. Но шквал преступлений рос – жители края переводили деньги, не задумываясь!

– Ситуация была настолько серьёзной, что находилась на личном контроле у губернатора Александра Карлина, – рассказывает Светлана Ляпунова. – Когда в 2013 году краевое управление возглавил Олег Торубаров, он принял решение разработать максимально удобную памятку для пожилых людей. Эти памятки должны были вручать участковые уполномоченные пенсионерам, которые проживают на их участках. При этом участковый должен был лично побеседовать с каждым, рассказать, что делать, когда такой звонок поступит – сразу перезвонить родственникам и сообщить в полицию.

Участковым поручили лично предупредить пенсионеров о мошенниках.
Участковым поручили лично предупредить пенсионеров о мошенниках. Фото: АиФ-Тула/ Дмитрий БОРИСОВ

Расчёт оказался верным: пожилые люди оценили то, что с ними лично общаются, к ним проявляют личное участие представители закона, к словам которых нужно прислушаться. Случаи мошенничества в отношении стариков стали падать. Теперь они составляют всего 10% от общего числа таких преступлений.

Обман виртуальный

Однако в целом количество мошенничеств не уменьшилось. Сейчас, в основном, страдает уже активное население – люди, которые часто пользуются услугами Интернета, банковскими картами. Например, очень распространены мошенничества при помощи заведомо ложных объявлений о купле-продаже (автомобиля, бытовой техники, одежды и т. п.) на различных интернет-ресурсах. При покупке люди попадаются на «приманку» в виде обещания супернизкой цены: перечисляют аванс, а товара не получают, да и следы «продавца» исчезают в безвестном направлении. При продаже многие «ведутся» на предложение сообщить номер своей карты и подключить к ней услугу мобильного банка, якобы, для отслеживания денежных поступлений: деньги не только не поступают, они исчезают с карт доверчивого продавца…

В сети пожилых людей ввести в заблуждение еще проще.
В сети пожилых людей ввести в заблуждение еще проще. Фото: Пресс-служба Союза пенсионеров России

– К сожалению, обманутые мошенниками люди оказываются очень доверчивыми и небдительными, – говорит Светлана Ляпунова.

Как правило, они не обращают внимания на предупреждающие баннеры на сайтах, не проверяют их на подлинность, не изучают отзывы других пользователей о работе этих сайтов. Когда неведомый собеседник просит назвать номер карты, сообщают практически все реквизиты, включая ПИН-код. Забывают золотое правило: нельзя перечислять деньги на неизвестные счета и неизвестным лицам прежде, чем получите нужную услугу или товар! Тем, кому удобно пользоваться для перечисления денег за покупки карточкой, стоит завести дополнительную, на которую можно перебрасывать с основной только сумму на желаемую покупку. Даже если из-за мошенничества вы лишитесь этих денег, это будет не так обидно, чем возможность оказаться вообще с нулевым балансом. И в любом случае, даже если сумма «потери» не критична, следует обращаться в органы внутренних дел с заявлением.

Мнение эксперта

Сергей Колупаев, начальник службы психологического обеспечения ГУ МВД России по Алтайскому краю:

– Мы достаточно часто сталкиваемся с тем, что жертвами так называемых «социальных» мошенничеств, которые происходят с использованием мобильной связи, становятся пожилые люди. Это происходит потому, что в силу возраста они очень доверчивы. К тому же у них часто повышена тревожность, порой имеет место неустойчивое психологическое состояние. Эти причины вкупе с рядом других, например, различными заболеваниями, характерными для возрастных категорий граждан, приводят к тому, что в стрессовой ситуации или в состоянии сильного волнения пожилой человек не может объективно оценить, действительно ли он слышит по телефону голос близкого человека или его обманывают. Поэтому пожилые верят неизвестным и, к сожалению, следуют тем указаниям, которые они получают от потенциальных мошенников: перечисляют деньги.

Мнение

Вера в халяву

Борис Брязгин, фотожурналист, пенсионер:

– К нам в квартиру часто звонят разные «коробейники». Однажды настырный молодой человек предлагал чудо-прибор, который излечивает буквально всё – от зубной боли до избыточного веса. Стоило творение современной медтехники немало – 22 тысячи рублей, но добрый парень продавал его (только нам и только сегодня!) всего за 3 тысячи. Причём, продавец показал своё удостоверение. Правда, издали и быстро захлопнув. Про фирму, в которой работает, ответил туманно: «Наш офис – на Ленина». В общем, я ему не поверил. А от дочери вскоре узнал, что такой же прибор в магазинах медицинской техники стоит всего-навсего полторы тысячи рублей.

Эту историю неудавшегося обмана я рассказал другому парнишке, улыбчивому, ласковому, который пришёл поинтересоваться, чем мы с женой болеем. Видимо, хотел нам, старикам, тоже какую-то панацею от всех болячек предложить. Но, услышав про своего незадачливого предшественника, быстренько ретировался…

Распространённое мнение, что пожилые люди уже из ума выживают и обмануть их очень легко. Обмануть легко тех, кто готов быть обманутым и кто, как ребёнок, верит в «святую халяву». Эту веру с детства в головы закладывали, потому что халява – самое большое чудо в наших сказках. Рыбка золотая, которая приплывёт и исполнит все желания. Емеля, лёжа на печи, по щучьему велению добьётся своего хотения. А дармовой сыр, как известно, бывает только в мышеловке.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах