Как часто в старых фильмах мы видим такую картину: утро, чашка бодрящего кофе, завтрак и… свежие новости со страниц свежей утренней газеты. Кто-то возразит, что для дня сегодняшнего это уже не так актуально, ведь есть ТВ, радио, Интернет. Редакция «АиФ-Алтай» готова с этим поспорить.
Большая часть тиража АиФ попадает в руки наших читателей через киоски. Вместе с нашим изданием в них продаётся порядка 400 других газет и журналов (плюс сотни наименований сопутствующих товаров – прим. ред.). Ключевое слово «продаётся», значит, и сама печатная пресса и газетные киоски были нужны и востребованы всегда, нужны сейчас и будут нужны в будущем. Вопрос в другом: насколько доступны жителям региона газеты и журналы, если в центре того же Барнаула таких точек продажи стало за последние несколько лет значительно меньше? Эта проблема волнует не только издателей периодических изданий, не только представителей розничных сетей газетных киосков, но и тех самых главных людей, для которых мы все работаем, – читателей.
Грустная тенденция
После каждого очередного «исчезновения» с «красной линии» в краевом центре газетного киоска, в редакцию поступало немало звонков возмущённых этим обстоятельством читателей. «Мне, старому человеку, теперь что, специально две остановки на троллейбусе ехать, чтоб купить свежие газеты? – искренне негодовал один из звонивших. – Как вам не стыдно? У нормальных людей на каждой остановке газеты продают! А у нас Бог знает, что творится!». Ответы на подобные тирады у сотрудников редакции находились с трудом: ну, в самом деле, нам-то за что должно быть стыдно? Не мы же принимаем подобные решения: установить киоск, снести киоск, перепрофилировать точку продаж!
Если обратиться к фактам, то для начала стоит пояснить, что в Барнауле два основных розничных распространителя печатной продукции, которые представлены двумя форматами – киосками и точками продаж в торговых центрах, это – «Роспечать» (120 торговых точек) и «Лига-Пресс» (63 торговые точки). В большинстве районов города тенденция на снос киосков отсутствует; проблемы существуют, но решаются в интересах распространителей. Однако в центре Барнаула сложилась особенная ситуация. За последние три года администрацией Центрального района под разными предлогами демонтированы или находятся в стадии демонтажа не менее пяти киосков сети «Лига-Пресс» и не менее семи киосков «Роспечати». При этом сетям не было предоставлено ни одного земельного участка взамен.
Вот ещё один пример непонимания. По словам Людмилы БЕЛИКОВОЙ, директора сети «Лига-Пресс», они обращались в администрацию района с письмами о внесении изменений в «Схему размещения НТО…» в части увеличения площади под киоски с 5,76 кв. м до 10 кв. м, для того чтобы произвести замену старых киосков на новые, которые бы соответствовали архитектурному облику города, но положительного ответа получено не было (другие районы увеличили площадь – прим. ред.). При этом плата за размещение взимается, исходя из предоставляемой площади. При положительном решении бюджет получил бы дополнительные деньги и киоски нового формата.
Нужна концепция
Это всё частности, однако голос разума всё-таки услышан на самом высоком уровне. Издатели и распространители печатной прессы одержали большую победу. После предпринятых ими серьёзных лоббистских усилий Правительство РФ приняло документ, который обязывает регионы установить нормативы обеспеченности населения газетными киосками и павильонами. Это, конечно, и победа читателей – в некоторых муниципалитетах купить газету и журнал становится всё сложнее, так как киоски под разными предлогами сносят.
Итак, 9 апреля 2016 г. Правительство РФ приняло Постановление №291 «Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчёта нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 24 сентября 2010 г. №754».
В документе, в частности, идёт речь о нормативе минимальной обеспеченности населения торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции. Раньше такого норматива не было, однако существовало много других актов, направленных на поддержку сетей печатной продукции. Необходимость его введения объясняется тем, что должен быть обеспечен доступ населения к периодической печати – газетам, журналам и книжной продукции. И если в последнее время мест их продажи становилось всё меньше – муниципальные власти под разными предлогами сносили киоски, то теперь смеем предположить, новые газетные киоски начнут появляться на улицах Барнаула.
Ассоциация распространителей печатной прессы (АРПП) разработала проект региональной «Концепции развития системы распространения печатной продукции». В крае, как сообщил председателю правления АРПП Александру Оськину Виталий СНЕСАРЬ, вице-губернатор, будет разработана «Концепция развития системы распространения печатной продукции в Алтайском крае». Для разработки документа предполагается создать рабочую группу из представителей профильных управлений, федеральных ведомств, органов местного самоуправления, участников регионального рынка распространения печатной продукции.
После создания концепции и утверждения нормативов, по действующему законодательству РФ, органы местного самоуправления должны будут создать условия для соблюдения этих нормативов и обеспечения жителей муниципальных образований газетными киосками и павильонами. Остаётся ждать, насколько оперативно будут приняты все решения. Ну, действительно, все разговоры о том, что нужно возрождать любовь к чтению, нужно сделать книги, газеты, журналы доступными, должны подкрепляться конкретными шагами. Столице края к идеалу шагать и шагать, но в том, что ситуация изменится – сомневаться не приходится.
Подождём!
Какими станут нормативы пока не известно, во многих городах и районах (в том числе Барнаула) и без того приемлемая ситуация с киосками. Но нужны нормативы в обязательном порядке для того, чтобы в таких районах как Центральный (где за три года в отношении более чем десятка киосков был инициирован снос), жители имели возможность свободно купить газеты или журналы. Что до центральной части Барнаула, где формируется туристический кластер, то здесь такие точки продаж особенно важны, ведь в них помимо прочего продаются и карты, и путеводители, и сувениры. Тут не сносить нужно, а новые строить!
Как пояснили в администрации Центрального района, после принятия администрацией края норматива минимальной обеспеченности населения площадями торговых объектов, будет произведён расчёт минимальной обеспеченности торговыми объектами в городе Барнауле. Судя по акценту из вышеупомянутого Постановления Правительства на обеспеченность населения именно газетными павильонами и киосками, стоит ожидать и в этом смысле каких-то сдвигов. По крайней мере, на благоразумие властей всех уровней в этом вопросе и мы, и наши читатели вполне могли бы рассчитывать.
Мнение эксперта
Данил АЛТУХОВ, генеральный директор сети «Роспечать-Алтай»:
– По моим данным, на сегодня в Барнауле 190 точек распространения прессы. Хотя должно быть намного больше согласно принятому Правительством Постановлению – 1100 киосков для Барнаула, но этот норматив, вероятно, будет скоро откорректирован в сторону уменьшения. Но их сейчас в любом случае на порядок меньше, чем нужно. При этом количество киосков сокращается из года в год, такая тенденция, к сожалению, есть. Особенно это касается центральных улиц города – наблюдается планомерная «чистка». Там, где новостройки, спальные районы эта проблема не актуальна, а вот что касается центра города, где основные потоки людей, тут «чистится».
Сейчас мы с нашими коллегами готовим обращение к мэру Барнаула в связи с Постановлением. Хотели бы увеличить количество торговых точек. У нас есть совместное с «Лигой-Пресс» предложение. Есть адресная база, где бы мы хотели поставить киоски, где восстановить наши торговые точки, ранее утраченные. Надеемся, что мэрия отреагирует на наши предложения. Тут ведь заинтересованность и издателей. Тиражи падают, в том числе и потому, что количество точек распространения уменьшается. Население становится менее грамотным. Есть у нас в стране программа чтения, но в этой программе никак не отражён вопрос поддержки киосковых сетей. А это в том числе влияет на то, насколько у нас население грамотное и начитанное.
Я надеюсь, что киосков станет больше, и это будет на пользу жителям Барнаула и Алтайского края.
Привычно и удобно
Дарья ТЕСЛЯ, менеджер туристического агентства:
– В нашей семье принято читать, в том числе и газеты. Мы давно перестали выписывать периодику, стало удобнее покупать газеты и журналы в киоске. Я оказалась ответственной за свежую прессу, поскольку я на машине и мне удобнее увидеть газетный киоск, остановиться, купить, что нужно: себе, родителям, бабушке с дедушкой. Но, если бы киосков с прессой было больше, думаю, с меня бы эту миссию сняли. Не знаю, это только моё ощущение, или действительность: киосков недостаточно в городе. Ручку для работы, сувенир коллеге, календарь, чего я там только ни покупала помимо газет. Это удобно, но было бы хорошо, если б всё это было ещё и более доступно. Да, можно, наверное, купить газету в огромном супермаркете, их и там теперь продают, но мне жалко тратить время на беготню в огромном зале, на очередь в кассу. Газетные киоски привычнее и удобнее. Вы говорите, что на правительственном уровне решено, что киосков в городах и сёлах должно стать больше? Я только – за!