Качественный бензин в Барнауле купить можно. Но выше шансы, если заправиться на случайных АЗС, приобрести топливо сомнительного качества.
Проверка топлива, проведённая общественностью Барнаула, показала, что только 40% АЗС продают именно тот бензин, который обозначен в представляемых сертификатах качества.
Экономия в убыток
Возле гаража две АЗС. Одна ближе и всегда пустует. Вторая за поворотом, туда нужно специально ехать, и здесь всегда очередь из машин.
Желание заправляться на первой станции отпало после того, как автомобиль, отечественного, кстати, производства, резко потерял в мощности – после визита на АЗС половина лошадей под капотом разбежались в разные стороны.
Смена автомобиля на отечественный, но с импортным двигателем тем более не мотивировала заезжать на ближнюю заправку. В итоге выбор АЗС, с которым сталкивается любой водитель, сократился до трёх наименований – две крупные сети федерального масштаба и заправка по пути на работу, о которой с давних пор были благожелательные отзывы в сообществе автомобилистов «Дром.ру».
Знакомый, призывая к экономии, долго призывал сменить пристрастия на одну местную сеть автозаправочных стаций. Мол, и дешевле, и его, повидавший дороги, «Ниссан» после визита на эти АЗС гарцует, как молодой конь. Теперь не призывает – внедорожник стоит на ремонте – нужно менять двигатель. Одна из причин – плохое топливо. На ремонт нужно 40 тыс. рублей.
О том, что не всё топливо одинаково полезно для автомобиля, задумались и в сообществе «Барнаул 22», имеющем свой сайт и площадку в одной из социальных сетей с 212 тыс. подписчиков. Сообщество довольно активно, оперативно сообщает о новостях краевого центра и может организовать своих читателей, которые одновременно являются и авторами, на любое доброе дело – от уборки мусора до поиска людей.
Естественно, в городе, где на 600 тыс. жителей приходится 200 тыс. автомобилей, одной из актуальных тем, заинтересовавших сообщество, стало топливо, его качество и работа АЗС.
В конце апреля на своей интернет-платформе организаторы сообщества предложили барнаульцам высказаться о качестве топлива в Барнауле и проблемах, с которыми они сталкивались при его использовании. Жителям города было что сказать – за неделю ветка обсуждения наполнилась сотнями комментариев.
Троит и не едет
Прежде всего досталось автозаправкам, которые раньше входили в другую сеть АЗС, но после кризиса перешли под логотип федеральной сети (по франшизе). Для небольших АЗС смена вывески стала экономическим спасением, но оказалось, что качество топлива в лучшую сторону не изменилось. Комментаторы высказали предположение, что уважаемая в других регионах сеть соблюдает стандарты только на двух своих дочерних АЗС, существующих в городе. Остальные приёмные дети вопросами качества озабочены не так сильно.
Также досталось сети АЗС с низкими ценами на бензин. По мнению части барнаульцев, кроме цены достоинством топлива с этих заправок является запах, уничтожающий всех насекомых вокруг. Но ездить с таким ароматом не сильно приятно.
«Отделался промывкой топливной системы и насоса. Не судился, ибо времени свободного нет», – пишет один подписчик группы. «Расход бензина высокий, он просто в трубу вылетает», – пишет дугой. «Там можно заправляться, только если дома пожар и надо ехать тушить. Сразу слышно как пальцы стучат», – сообщат третий.
Некоторые описывают целые приключения: «Зимой залили водой! В баке плескалось литров 10 и ещё 10 залил, машину на ночь оставил на улице, утром не завелась, даже не схватывало. Отогнали в сервис, открутили трубку на подачу топлива под капотом, а там лёд! Подождали пока оттает, слили всё из бака, ради эксперимента плеснули на кафель и хотели поджечь, а эта жидкость не горит».
Разное отношение
Итогом бурного обсуждения стала инициатива сообщества «Барнаул 22» о проверке силами общественности качества топлива на некоторых АЗС города.
Как рассказал создатель сообщества Алексей Курелёнок, в несколько лабораторий Сибири, аттестованных для проверки топлива, были направлены письма с просьбой поучаствовать в общественном проекте. Откликнулся «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Алтайском крае и Республике Алтай», который согласился провести бесплатную независимую экспертизу бензина. По требованию лаборатории были закуплены специальные стеклянные ёмкости, стерильные, с возможностью опломбирования. В начале мая активисты сообщества выехали в рейд по заправкам в сопровождении журналистов.
Сюрпризы начались практически сразу. На одной из заправок сети «Лукойл» оператор отказалась отпускать бензин в стеклянную ёмкость. На АЗС «Роснефть» препятствий не чинили, но выдвинули два условия – не проводить видеосъёмку из-за возросшей террористической угрозы и отправить одну из колб с топливом в лабораторию компании для параллельного исследования.
На АЗС «Газпромнефть» для забора проб освободили одну из заправочных колонок.
Помимо трёх АЗС под федеральным брендом решено было проверить топливо на АЗС местных сетей – Evolution и «С-Нефть». В первом случае топливо общественникам также оказались отпускать, во втором – продали.
Да, да, нет
По информации организаторов акции, поскольку до этого подобных закупок не проводилось ни разу, общественники столкнулись с рядом проблем. Процесс взятия проб на экспертизу оказался куда более сложным и долгим, чем предполагалось изначально. Очень много времени уходило на переговоры с операторами АЗС, уговоры продать нам бензин для проверки, а также оформление всей документации – актов, протоколов и т. д. Каждый вид топлива на АЗС брался в двух экземплярах. Одна колба как контрольный образец оставалась у представителей заправки, а другая шла на исследование в лабораторию.
В конце мая лаборатория завершила исследования и передала результаты организаторам акции. Оказалось, что топливо на АЗС «Роснефть» и АЗС «Газпромнефть» соответствует заявленным стандартам качества. А вот топливо АЗС «С-Нефть» не прошло по нормативам по концентрации серы и октановому числу – у 92-го бензина концентрация серы превышена в 4 раза, у 95-го – в 2 раза, у дизтоплива – в 12 раз.
Организаторы акции надеются, что подобные проверки топлива в Барнауле станут регулярными.
Мнение:
Алексей КУРЕЛЁНОК, создатель сообщества «Барнаул 22»:
«Есть реальные проблемы, которые идут только от топлива. Начиная с обычных поломок, связанных с топливной системой и заканчивая проблемами с двигателями. А это затраты более 80 тыс. рублей, если двигатель, как говорится, «полетел».
Независимая экспертиза проводилась в Барнауле впервые. Мы покупали на заправках по два литра топлива – девяносто второй, девяносто пятый и дизельное. Лаборатория предоставила нам для забора образцов специализированную стеклянную тару. Каждый образец мы пломбировали, составляли акт и зашифровывали его название, чтобы лаборатория не знала, откуда поступило топливо.
Вообще у нас есть желание составить карту АЗС Барнаула и Алтайского края, на которой сами автомобилисты будут отмечать проблемные заправки или, наоборот, с качественным топливом».
Кстати:
Октановое число. Показывает способность топлива противостоять самовоспламенению при сжатии. Чем выше октановое число, тем бензин горит медленнее и с меньшей температурой.
Массовая доля серы. Если бензин имеет сверхнормативное содержание серы, то на внутренних элементах двигателя и топливной системы со временем образуются отложения, которые могут приводить не только к снижению мощности мотора, но и к его преждевременному выходу из строя.
Нарушается процесс подачи топлива впускными клапанами. Кроме того, если такие отложения попадают в зоны повышенной температуры, то они превращаются в нагар. В результате повышается износ двигателя, ухудшаются процессы горения топливной смеси, а также повышается расход бензина.
Плотность топлива. Показывает наличие тяжёлых и лёгких фракций в бензине. Чем выше плотность топлива в пределах допустимых значений, тем больше энергии выделяется при его сгорании в цилиндре. КПД двигателя растёт и его экономичность повышается. Однако низкая плотность не даёт топливу застывать при низких температурах.
Фракционный состав. Показывает соотношение лёгких и тяжёлых фракций нефтепродуктов. Если тяжёлых фракций больше нормы, то температура кипения будет выше положенного значения, а это может свидетельствовать о наличии в бензине мазута или дизельного топлива.