Человек настолько привык к цивилизации, что банальное отсутствие топлива приводит его на грань нервного срыва. Первые признаки топливного коллапса появились в середине прошлой недели, когда резко, в среднем на два рубля за литр, взлетели цены на бензин самой популярной марки АИ-92. А к пятнице на многих заправках Барнаула неожиданно кончился бензин.
В поисках топлива автомобилисты по два часа кружили по городу – многие АЗС перестали заправлять за наличный расчет, а там, где деньги еще принимали, выстроились огромные очереди. При этом отпуск бензина был ограничен 20 литрами на один автомобиль. Подобная ситуация, или даже хуже, сложилась во всех райцентрах и городах края. Так, в Краснощековском районе, по словам водителей, бензина нет никакого, а в Бийске и Рубцовске работают только единичные заправки.
Продавцы против производителей
В ситуации с топливным кризисом попытались разобраться эксперты, представители власти, надзирающие органы. Единого мнения о причинах кризиса пока еще нет.
По одной из версий дефицит бензина возник потому, что до 75% нефтепродуктов, производимых нефтяными компаниями, сейчас идет на экспорт, и независимым операторам остается мало топлива. По другой версии – ажиотаж связан с весенне-полевыми работами и попытками на этом заработать.
По версии, озвученной секретарем регионального политсовета партии власти, кризис вызван мерами Правительства России по сдерживанию роста цен на бензин. Топливные компании в ответ создают ажиотажный спрос.
По третьему предположению, перестав отпускать бензин независимым операторам, крупные нефтяные компании пытаются выжить тех с рынка и монополизировать продажи. Однако есть и обратная версия – посредники, ранее задиравшие цены на бензин, не выдерживают конкуренции и теперь создают ажиотаж, чтобы переломить ситуацию в свою пользу.
Есть и объективные причины нарастания топливного кризиса. Дело в том, что по данным «Алтайского топливного союза», 90% нефте- продуктов на рынок региона поставляют четыре компании: «Роснефть» (55-65%), «Газпром- нефть» (30-40%), «Лукойл» и «ТНК-ВР-Холдинг». С января 2011 года прекращены поставки топлива с Сургутского завода стабилизации конденсата – край оказался не интересен заводу в плане отгрузок. Таким образом, поставки в регион идут только с Омского НПЗ.
Поставки с Ачинского НПЗ, который принадлежит компании «Роснефть», в адрес част- ных операторов не осуществляются – отгрузки производятся только своим нефтебазам. При этом Ачинский НПЗ планирует остановить свою работу в мае, а на Омском НПЗ могут начаться регламентные работы. Когда бензиновый кризис в крае кончится, никто не знает, пессимисты прогнозируют два месяца перебоев и последующее повышение цены на бензин на 4-5 рублей за литр.
Почем лошадь?
Власть краевой столицы заверяет, что проблемы снабжения горюче-смазочными материалами пока не влияют на функционирование дорожных служб, общественного транспорта, «Скорой помощи», транспорта социальных учреждений и учреждений культуры. По обеспечению этих сфер топливом заключены долгосрочные контракты, по которым в полном объеме выполняются оптовые поставки.
А потребителям-частникам остается уповать на то, что неф- тяные компании и продавцы топлива разберутся между собой и вскоре все-таки отгрузят в край достаточное количество топлива. Иначе, придется пересаживаться на лошадей и озадачиваться заготовкой для них сена на зиму.
P.S.
850 АЗС имеется в крае. Только 120 из них принадлежат крупным нефтяным компаниям.