– Правду говорят, что он на медведя с рогатиной ходит? – на полном серьёзе выпытывала у нас одна читательница.
При свечах, но с «мобильниками»
И вот незадача! Алтайский «Маугли» – 20 лет от роду – умеет ладно и складно говорить, учит английский, любит фантастику и романы Дюма, рисует картины, выходит через мобильный телефон в Интернет и мечтает усовершенствовать автомобили. Но живёт вместе с родителями, да, в землянке, примерно в 3 километрах от посёлка Ульяновка, что примерно в трёх часах ходьбы от Белокурихи.
Алтайский «Маугли» пишет картины и знает, что такое «биссектриса» >>
С города-курорта отшельники и кормились, продавая грибы-ягоды, свои картины и «самодеятельные» шкатулки (там же у знакомых заряжали мобильные телефоны, имеющиеся у каждого члена семьи). Причём юношу «в люди» стали выпускать только после его 18-летия.
А в поле зрения официальных органов Оджан попал потому, что забеспокоился о родителях, которые ещё в начале лета отправились куда-то. Они увлекаются эзотерикой, глава семейства Александр Наумкин даже написал несколько «тематических» книг. А в 1993 г, когда у них родился сын, они «болели» индийской культурой, поэтому и назвали мальчика Оджаном, что в переводе с языка фарси означает «Великая душа». К моменту, когда началась шумиха вокруг лесных жителей, родители уже вернулись «домой» (оказалось, что были в Приморье).
Отшельники Наумкины прячут алтайского «Маугли» от журналистов >>
Отшельничество Елена и Александр Наумкины выбрали добровольно и давно (сейчас им 47 и 58 лет). Из цивилизации они сначала ушли вглубь Усть-Коксинского района Республики Алтай. В тамошней землянке и родился ребёнок. По словам матери, она выходила «в люди», чтобы зарегистрировать сына, но ей якобы был дан от ворот поворот: «Где рожали, там и получайте свидетельство о рождении!». Образовывали чадо мама-учитель музыки и папа-художник, говорят, уже в 5 лет сын сам читал и писал. А дальше он уже сам осваивал разные предметы по школьным учебникам.
Нынешнее место обитания семья обживала с 1997 г., пристроив к небольшому земляному валу небольшое строение. Здесь и кухня, и спальня, и рабочий кабинет отца, и хозпомещение.Живут отшельники при свечах. Неподалёку – огороды, где отшельники выращивают овощи.
Что после «подполья»?
Что теперь будет с «разоблачённым» семейством – никто пока сказать не может. Как лесники за годы умудрились не заметить ни дымка от печки, ни огородов, – вопрос отдельный. Но жить в лесу на постоянной основе «гражданским» нельзя. Определённо можно сказать лишь то, что Оджан скоро будет существовать не только фактически, но и юридически.
– С учётом того, что молодой человек относится к категории социально незащищённых граждан, прокуратура города обратилась в суд с заявлением об установлении его факта рождения, – пояснил Роман ФОМИН, прокурор Белокурихи.
Сам Оджан, по его словам, подумывает о том, чтобы сдать экстерном школьные предметы и получить аттестат. А вот в военном комиссариате не исключают, что парень может быть призван в армию.
Он точно один?
Многие люди, прослышавшие про эту историю, возмутились безответственным отношением родителей к сыну. Жить в «дикой природе» – это личный выбор взрослых, но как они могли подвергать ребёнка опасности, «отрезать» его от «нормального» образования, медицинского наблюдения, – изумляются они.
Пять детей так и не пошли в школу в новом учебном году >>
С юридической точки зрения родителям юноши вменить нечего, – пояснили нам в пресс-службе краевой прокуратуры, – т.к. он уже совершеннолетний. Но сложилось впечатление, что, «найдись» Оджан до 18 лет, с доказательствами ненадлежащего исполнения родительских обязанностей всё-таки было бы «туговато». А что – ребёнок не голодает, опрятно одет (ну, неглажен, что ж теперь!), в какой-то мере образован… В «миру»-то и похуже есть…
Зная, что есть, мы задумались о том, можно ли гарантировать, что у нас не «затеряны» другие «Маугли»? Наумкины, конечно, крайний вариант. Но подавляющее большинство деток всё-таки «освидетельствованы». Но где гарантия, что они дойдут до школы? Сколько у нас неучей, кроме встреченного нами недавно на конкурсе песни осуждённых жителя края, который в свои 39 лет только что взялся за букварь?
В краевом Управлении по образованию и молодёжной политике нам не дали ответа на этот вопрос. Но заверили, что в регионе очень серьёзно поставлена работа по выявлению и учёту детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих школу.
При учёте потенциальных школьников используются разные источники сведений о численности детей. Это и списки детей, составленные в ходе проведения обходов дворов, домов, квартир работниками школ совместно с работниками ОВД, данные о регистрации по месту жительства или месту пребывания, данные переписи детского населения, составленные участковыми педиатрами и т.д. А уж учтённых обязательно кто-нибудь «доведёт» до школы, уверяют чиновники образования. И вернёт – в случае «побега». Как раз сейчас в крае проходит традиционная акция «Вернём детей в школу».
Примем к сведению. И посмотрим по сторонам: может, вокруг нас взрослеют подростки, в глаза не видевшие букваря?
Мнение эксперта
Татьяна ХВАЛЫНСКАЯ, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Прокуратуры Алтайского края:
– В соответствии со ст. 63 Семейного кодекса РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Они обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учётом мнения детей до получения ими основного общего образования. За неисполнение родителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних установлена административная ответственность. Согласно ст. 5.35 КоАП неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечёт предупреждение или наложение штрафа в размере от 100 до 500 рублей.
Мнение власти
Марина ДЮБЕНКОВА, заместитель начальника Главного управления образования и молодёжной политики Алтайского края:
– В соответствии с законодательством РФ основное общее образование является обязательным. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся и сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет.
Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.
В связи с этим важнейшим направлением профилактики детской безнадзорности и беспризорности является обеспечение прав несовершеннолетних на получение обязательного среднего общего образования, организация в этих целях выявления и учёта детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях.
Решением муниципального органа управления образованием за образовательными учреждениями закрепляются определённые микрорайоны.
Ежегодно в апреле и августе образовательными учреждениями в обязательном порядке осуществляется сбор данных о детях в возрасте от 6 до 18 лет, проживающих на территории соответствующего микрорайона школы: обучающихся в данном образовательном учреждении; обучающихся в других образовательных учреждениях; достигших к началу учебного года возраста 7 лет и подлежащих приёму в 1-й класс в наступающем и следующем за ним учебных годах; не имеющих основного общего образования и не обучающихся в нарушение закона; не получающих образование по состоянию здоровья.
Лицом к ребёнку
Денис МАТИС, председатель комиссии по образованию, культуре и делам молодёжи Общественной палаты Алтайского края.
– История семьи «белокурихинских отшельников» вызывает у меня смешанные чувства. Лично и по-человечески я такого её образа жизни не одобряю, потому как в ней вырос ребёнок. Родители оградили его от того, что считают соблазнами, но мне трудно представить, как он теперь будет адаптироваться к большому миру, если он будто бы намерен учиться и работать «в обществе». Опыта общения он не имеет, жизнь представляет по книгам…За парнем нужно ненавязчиво присматривать, непонятно, как на него повлияет внезапная публичность.
Конечно, история этой семьи – исключительный случай. Возможно, помимо того, что парню оформят документы, Наумкиным власти ещё каким-нибудь образом помогут. И вообще помогать нужно всем семьям, имеющим детей. У нас семейные ценности отошли на второй, если не на более дальний план, поэтому мы имеем сегодня столько разводов и социального сиротства. В этом плане и властным институтам, и общественным организациям есть над чем работать.