Чтобы взять ребёнка на воспитание, одного желания мало.
В последние годы очевиден государственный курс на семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Как следствие, число «сиротских» учреждений – которые с 2015 года уже и не детские дома, а центры помощи детям – сокращается.
Этот процесс в общем-то идёт тихо. Но время от времени происходит что-то, как, например, недавнее изъятие в подмосковной семье приёмных детей, и в обществе начинается «бурление». Одни (и их, кажется, большинство) возмущаются: «У нас что, всем желающим сирот раздают, лишь бы пристроить?!». Другие пытаются парировать: в любой семье возможны эксцессы, и, если порой на кровное чадо не хватает «ангельского» родительского терпения, то каково должно быть с ребёнком…другой генетики?
«Сразу скажу: всем желающим детей не «раздают». Кандидатам в усыновители, опекуны или попечители нужно подготовить полный пакет документов, включающий в том числе свидетельство, подтверждающее прохождение подготовки в качестве кандидата, желающего принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Подготовка не является обязательной для отчимов и мачех, близких родственников детей: бабушек, дедушек, старших братьев, сестёр (а вот тёти, дяди к таковым по закону не относятся)».
Почему вы этого хотите?
Светлана Лырчикова, АиФ-Алтай: Что подразумевает этот «курс замещающего родителя»?
Людмила Белогруд: Он включает теоретические темы, тренинги, практические задания для самостоятельного изучения, серьёзный упор делается на психологию. Обучение непродолжительное, но интенсивное. Есть очная форма, которая особенно рекомендуется для усыновителей; для семей из отдалённых районов возможна очно-заочная форма обучения. По окончании подготовки граждане пишут итоговый тест, успешно прошедшим подготовку выдаётся свидетельство установленного государственного образца.
Но не думайте, что Академия замещающей семьи – это некое «протокольное мероприятие». Это серьёзная работа для ума . «Учеников» озадачивает первый же тренинг – мотивационный, который помогает глубже понять мотивы, по которым люди хотят взять ребёнка в семью, и выявить, насколько они продуктивны. Вот часто они говорят: «Хочу дать ему тепло и любовь» – совершенно конструктивный мотив… А вы это готовы дать только здоровому ребёнку или любому? «Да нет, наверное, не любому…».
Многими семьями движет мотив «пустого гнезда» (кровные дети выросли, живут самостоятельно); какими-то – мотив замены (умершего ребёнка) и так далее. И в каждом случае мы должны помочь им «додумать» с учётом возможных рисков в их мотивации. Большой эмоциональный отклик вызывают темы: «Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребёнка» и «Проявления и последствия эмоциональной депривации ребенка, оставшегося без попечения родителей».
У нас не так уж редки ситуации, когда люди в ходе обучения понимают, что они не готовы взять ответственность за воспитание ребёнка, перестроить жизнь.
– Людмила Андреевна, а в числе ваших слушателей больше тех, кто рассчитывает на усыновление или опекунов?
– Кандидатов на усыновление, как правило, больше. Это супруги от 30 лет и немногим старше, которые зачастую по определенным обстоятельствам не могут иметь кровных детей. В основном желание граждан принять на воспитание в свою семью ребенка не старше трёх лет. Но бывает, что на стадии подготовки некоторые пары отказываются от намерения брать малыша, и склоняются к более «осознанному» возрасту ребёнка, и речь уже идёт не об усыновлении, а об опеке или попечительстве.
– И в чём причина?
– Замещающие родители должны быть проинформированы о состоянии здоровья ребёнка. Но есть некоторые диагнозы, которые выявляются у детей только после трёх лет, мы об этом говорим, и некоторые потенциальные усыновители не готовы к, скажем так, непредсказуемости. И это их право. Вообще, чем полнее приёмные родители будут представлять возможные трудности в дальнейшем при воспитании и развитии ребенка, с чем придётся столкнуться, тем больше проблем они смогут избежать .
Проблемы точно будут
– А совсем без них не бывает?
– Увы! У нас немало бывает уже состоявшихся родителей. Казалось бы, что им объяснять? Но, во-первых, опыт воспитания собственных детей не всегда играет положительную роль в случае с приёмными. Во-вторых, «век живи – век учись». Мы нередко слышим сожаления: ах, что ж мы раньше этого не знали; мы, оказывается, столько детям не додали, стольких конфликтных ситуаций могли бы избежать!
Кризисную стадию адаптации раньше или позже проходят все замещающие семьи. Другое дело, что у кого-то она проходит не слишком ярко выраженно, а у кого-то – крайне нервно. Мы настоятельно рекомендуем не ждать, когда ситуация станет взрывной, а после первых же «звоночков», тем более, заметного конфликта, обращаться за помощью специалистов. Не буду скрывать, далеко не все родители считают нужным и возможным для себя следовать этому совету. Бывает, что иногда из органов опеки и попечительства, в чью компетенцию входит контроль за опекунскими и приёмными семьями, к нам обращаются как в крайнюю инстанцию: у нас есть серьёзные проблемы с подопечными, давайте организуем кризисное сопровождение. В таких случаях семью, как правило, спасать очень трудно.
– Эти проблемы можно как-то ранжировать или «в каждой избушке свои погремушки»?
– Конечно, каждая семья индивидуальна. Но я бы выделила проблему поведения ребёнка. У детей постарше, как правило, есть опыт проживания с кровными родственниками, и, понятно, не слишком позитивный. Они его вольно-невольно переносят в новую семью. Единственный выход здесь – минус поменять на плюс, нехорошее поведение игнорировать, на хорошем делать акцент, чтобы у ребёнка это эмоционально закреплялось. Но на это уходит очень много времени, скорой динамики не будет, нужно запастись терпением. К слову сказать, совсем уж «нетерпеливые» до конца обучения в Академии замещающей семьи не доходят. Если у людей есть какие-то, скажем так, изменения личностного плана, они проявляются во время тренингов, и в итоге они не могут сдать итоговый тест.
«Включить» переживания и думать
– Людмила Андреевна, есть такое мнение, что душевные передачи про сирот, передвижные выставки «Я ищу маму» и т. п., вызывая заданные эмоции, подталкивают людей «разбирать» ребятишек. Но было бы лучше, если бы родители сами бы доходили до такого решения, а потом смотрели бы базы данных детей, оставшихся без попечения родителей. Вы что по этому поводу думаете?
– Очень сложный вопрос. Практика показывает, что женщины, как правило, реагируют на конкретного ребёнка, а мужчины долго вынашивают мысль о воспитании чужого ребёнка вообще. И в семьях эти точки зрения часто сталкиваются… Я не возьмусь отрицать социальную рекламу: она у многих «включает» внутренние переживания. Главное, не торопиться с решением. Я за то, чтобы каждый ребёнок, находящийся сегодня в социальном учреждении, нашёл если не отеческое, то дружеское взрослое плечо. Если есть семья, которая может воспитывать детей, – это лучше, чем любой самый хороший детский дом. Но навязывания детей, чтобы всех «пристроить» и отрапортовать, конечно, быть не должно.
Правило светофора
Психологи советуют замещающим родителям в первые же дни озвучить ребёнку правила, принятые в семье. Полагаем, совет полезен для всех, у кого дети выходят из возраста несмышлёнышей.
Правил не должно быть много и они должны быть поняты ребёнку. Их предлагается строить по принципу светофора, только в перевёрнутом порядке цветов. Первый цвет – зелёный: это то, что в семье можно делать всем. Жёлтый – то, что можно делать только при каких-то условиях или ограничениях. Красный – то, что в семье нельзя делать никому (драться, ругаться, пить, курить).
Правила должны быть обязательны для всех членов семьи, а не только для младших!
К слову
Сейчас в крае 22 центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей (в 2015 г. было 29). В них на 1 января было 718 воспитанников.
В 2016 году без кровных родителей остались 888 детей, а в семьи устроено 1062.