Это вызвало ропот среди предпринимателей республики, которые не хотят ездить в Барнаул из Горно-Алтайска для улаживания дел, связанных с таможней.
Контроль границы
В частности, исполнительный директор Объединения предпринимателей Республики Алтай Дмитрий Кыйгасов письменно попросил президента России отменить решение о слиянии таможни двух регионов, так как это, по его мнению, приведет к ухудшению инвестиционной привлекательности региона, снизит эффективность работы таможенных органов. Однако вероятность того, что таможни двух Алтаев опять будут разделены, невысока.
По словам начальника Алтайской таможни Сергея Федорова, эффективность работы таможенников в крае находится на высоком уровне, и прибавление к шести имеющимся двух постов, находящихся в Республике Алтай, ее не снизит.
Напротив, объединение повысит статут Алтайской Таможни, которая от обслуживания торговых связей внутри таможенного союза перейдет к трансграничной международной деятельности с Монголией и Китаем.
Это, в свою очередь, послужит повышению объема перечислений таможни в доход государства – так как сегодня ведомство, контролирующее перемещение грузов и товаров через границы России, выполняет по большей части экономические функции.
Так, за 9 месяцев 2012 года Алтайская таможня собрала для государства платежей на 2,5 млрд рублей при общем товарообороте Алтайского края с другими странами в 605 млн долларов.
Машины раскупили
Интересно, что выход на полноценную трансграничную деятельность потенциально может увеличить доходы государства в Алтайском крае от ввоза автомобилей.
Конечно, таможенный пост «Ташанта» на Чуйском тракте в Республике Алтай является не самым удобным для ввоза автомобилей, но автопром в КНР бурно развивается, спрос на грузовые и легковые китайские автомобили в России растет, и не исключено, что со временем он будет востребован именно для этого.
Пока же ввоз автомобилей через Алтайскую таможню снижается. В этом году он упал в три раза – за 9 месяцев текущего года было оформлено всего 1785 транспортных средств – 29% от уровня прошлого года. Причина в особенностях функционирования Таможенного союза.
В первый год его создания автолюбители Алтайского края имели возможность приобретать и ввозить в регион подержанные автомобили из Казахстана и Белоруссии. Сейчас же рынок старых подержанных машин в этих странах заметно поредел, а завозить более новые автомобили стало менее выгодно.
Кроме того, с 1 сентября в России был введен утилизационный сбор, который, по словам Сергея Федорова, не так существенен для легковых автомобилей физических лиц, но очень ощутим для грузовых автомобилей, приобретаемых организациями.
Пока же в край через Алтайскую таможню активно завозят оборудование, приборы, одежду, обувь, нефтепродукты, а экспортируют продукцию сельского хозяйства и животноводства, древисину и продукты питания.