Особенный олень
В Алтайском крае сегодня реализуется уникальная для России программа развития комплексной переработки продуктов пантового оленеводства длительностью в пять лет. Уникальна она тем, что пантовое оленеводство в стране масштабно и активно развито только в Алтайском крае, а марал – природный эндемик нашего региона.
Принятая программа, при активном содействии краевого управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности, призвана объединить усилия мараловодов, переработчиков и системы здравоохранения и туризма в продвижении такого алтайского бренда, как марал, в популяризации продуктов пантового оленеводства, которые обладают уникальными лечебными и профилактическими свойствами. А свойства эти были известны человечеству с давних времен.
Сами маралы появились около 25 млн лет назад, а уже 300 тысяч лет назад они стали постоянной добычей людей.
Их кости находят на стоянке древних людей в Денисовой пещере в Алтайском крае. Учитывая осторожность и чуткость оленя, марал почитался очень ценной добычей. А белых маралов, которые изредка встречались в природе, люди наделяли особыми свойствами, и их запрещалось убивать.
У алтайского народа раньше сентябрь назывался сыгын-ай – месяц марала. Именно с этого месяца можно было начинать охоту на него. Почитание и значимость марала отражены в сказках и легендах народов южной Сибири. Широко были известны предания и об особой траве, которую поедает марал и которая дает человеку силу в любви на три ночи подряд. Добывать марала народными традициями следовало бережно и в меру, жадность охотников порицалась.
Панты на свадьбу
Где-то с XVII века панты сибирского марала становятся излюбленным товаром китайских купцов. Развивается торговля, ширится охота. Полезные свойства становятся известны казакам, осваивавшим Сибирь, которые вводят налогообложение мехами и рогами марала. Исследователь Алтая Петр Чихачев писал в 1848 году, что целые семьи алтайцев преследуют маралов, терпя множество лишений. В некоторых деревнях охотой на оленя занимался каждый четвертый, а в ряде – каждый второй мужчина.
К середине XIX века снижение численности диких оленей подтолкнуло людей заняться оленеводством. Первые прирученные олени и маралы появились на Алтае у братьев Шарыповых в 1820-30 годах в деревне Фыкалка на реке Бухтарма. Князь Демидов, путешествуя по Алтаю, ночевал в селе Шебалино у мараловода Попова, у которого рядом с домом был большой маральник со 150 маралами, почти всеми ручными. Хорошие самец или самка марала стоили в семь раз дороже лошади. Случалось, что удачный олень за жизнь приносил хозяевам до одной тысячи рублей.
В начале XX века торговля пантами активно велась по Чуйскому тракту. Во время русско-японской войны китайцы настойчиво советовали поить раненых русских солдат кровью оленей для быстрого выздоровления. В то же время секреты консервации и использования пантов китайцами строго охранялись.
Известно, что в Китае существовал обычай включать в приданое девушки кусочек пантов. А богатые люди платили по пять тысяч за красивые рога, которые отделывали серебром, дарили дочерям как приданое, как символ плодородия.
Обширные возможности
Знали про лечебные свойства пантов и кержаки Алтая. На их обрезки собиралась вся деревня, кровь оленей заготовляли либо, смешивая с водкой, либо высушивая, для последующего добавления в лечебный чай.
К концу XIX века по всему Алтаю насчитывалось более 200 маральников с поголовьем 3180 маралов. А в 30-е годы XX века пантовое оленеводство было переведено на научный уровень, была создана научно-исследовательская лаборатория пантового оленеводства, ставшая позже научным институтом.
По словам кандидата экономических наук Николая Фролова, более 15 лет занимающегося изучением пантовой продукции, сегодня известно, что основным свойством препаратов, производимых на основе пантов, является их способность оптимизировать энергетические процессы, происходящие в организме человека.
По признанию Международной ассоциации производителей пантов, кровь и панты алтайского марала относятся к высшей категории, способны оказать максимальное воздействие на нормализацию человеческого организма в целом.
Сегодня в крае понимают, что важно поддерживать мараловодство как отрасль, создать целую цепочку: от разведения и заготовки сырья до переработки и культуры потребления среди граждан России. Марал – уникальный ресурс Алтая, и его необходимо всемирно развивать.