Непродуманным, вредным, опасным в целом для отрасли такси и конкретно для легального бизнеса представляется им нормативный акт, который вступит в силу уже 1 сентября.
Чтобы не допустить таких последствий и отстаивать свои интересы, руководители одиннадцати служб такси объединились в ассоциацию и уже спланировали первую совместную акцию – митинг 4 августа на площади Сахарова.
Хочу разрешу, хочу нет?
– Закон нужен государству для пополнения ряда налогоплательщиков, создания новых рабочих мест, но закон №69 будет работать с точностью до наоборот, – утверждает директор одной из барнаульских служб такси Виталий Козлинер. –
Мы, непосредственные участники рынка, понимаем необходимость законодательного регулирования этой сферы, но считаем, что закон, который принят, имеет ряд положений, которые мешают работать, делают среду более монополизированной, что хуже и для службы такси, и для потребителей.
Что конкретно так пугает таксистов? Таких моментов несколько. Во-первых, переход с лицензионной на разрешительную систему.
– В законе оговаривается, что когда машин такси станет много, следует прекратить выдавать разрешения. А кто будет решать, машин много или мало? Конечно, чиновник. Сегодня в Барнауле легально и нелегально работает порядка 6000 машин.
Тем не менее нередко заказчики слышат от диспетчеров: «нет машин». Это происходит и в час пик, и в морозную погоду, и в выходные, и в праздничные дни. После того как закон заработает, количество машин из-за чиновников сократится в разы. Появится возможность лоббировать интересы сторонних фирм, отсюда коррупция, – делает вывод Виталий Козлинер.
Аренда аренде рознь?
Второй момент, смущающий таксистов, – невозможность привлечения арендованных машин, использование только собственных или приобретенных на условиях лизинга.
– Я не знаю у нас в городе столь богатых фирм, которые смогли бы в час пик не арендовать машины, а покупать по 30-40-50 собственных авто. Почему запретили аренду – не ясно. Ведь и лизинг – по сути, финансовая аренда, в аренду автомобиль дает банк.
Почему я могу взять автомобиль в аренду у банка и не могу у другого – физического или юридического лица? – недоумевает директор другой службы такси Алексей Шатохин. – Если мы будем брать машины в лизинг, это отразится на стоимости поездок, а у нас регион не богатый, для населения это будет ощутимым ударом.
Проще будет воспользоваться услугами нелегальных перевозчиков, состояние автомобилей которых (да и самих водителей) никто не контролирует.
Третий спорный момент – использование таксометров. Целесообразность приобретения этих приборов действительно вызывает сомнения, если учесть, что в большинстве служб такси тарифы либо жестко фиксированы, либо действует единый тариф на все направления и пассажир заранее проинформирован о стоимости поездки.
– Это касается и аппарата, который выдает чек. Он стоит от 10 тыс. руб. Зачем покупать столь дорогое оборудование, если другим нормативным актом – уставом автомобильного транспорта – водитель, ИП имеет право выдавать бланк строгой отчетности по окончании поездки или кассовый чек? – вопрошает Алексей Шатохин.
Лимузин с «шашечками»?
Следующее «неудобство» как для служб такси, так и для некоторых категорий пассажиров – нанесение на авто цветографической схемы (на кузове, в виде композиции из контрастных квадратов, расположенных в шахматном порядке). Кому она повредит?
Таксисты считают, что «разукрашенные» авто будут совсем не уместны на обслуживании свадеб и корпоративных клиентов, которые требуют машины без опознавательных знаков. Поэтому от таких видов услуг службам такси вероятно придется отказаться. Да и предприниматели, работающие на собственных авто, вряд ли с радостью захотят раскрашивать личный транспорт.
Хотя пока такие опасения преждевременны – депутаты крайсовета (на местах, региональные парламенты принимают поправки в местное законодательство в соответствии с федеральными законами) отложили принятие решения по поводу раскраски такси до 1 сентября 2013 года.
Законодательные новшества слишком дорого обойдутся службам такси, а эффект от них весьма сомнителен, они бьют по по легальным службам и никак не касаются «теневиков», целесообразней было бы прописать в законе требования к квалификации и ответственности водителей, – убеждены таксисты.
Депутат Крайсовета Андрей Щукин:
– Возмущение таксистов абсолютно оправдано. Что касается крашения машин, мы, фракция ЛДПР, эту поправку при обсуждении закона «отбили», и ничего красить не надо. Что касается остальных новшеств – все это сложно, затратно и приведет к тому, что многие легальные такси просто уйдут в тень, а те, что не уйдут, вынуждены будут поднять ценник, чтобы компенсировать затраты на приобретение таксометров, покупку или лизинг авто.
Этот закон, продавленный партией власти, не выгоден ни конечным потребителям, ни самим таксистам. Скоро будет митинг, и если нас пригласят, мы с удовольствием его поддержим, поскольку абсолютно солидарны с противниками этого закона.
Елена Гришина, постоянный читатель «АиФ-Алтай», риэлтор:
– Я постоянно пользуюсь услугами такси. И сейчас совершенно не понимаю всей этой суеты вокруг нового закона. Да, это чревато определенными затратами для таксистов, но это все окупаемо.
Зато для клиентов ничего кроме плюсов не вижу: абсолютная честность в расчете стоимости поездки при установке таксометров, опознавательные признаки на машинах как гарантия, что к вам приехал тот, кого ты вызвал, а не левый «бомбила»… И вообще эту сферу давно стоило взять под контроль!