Топливный кризис, который охватил больше десяти российских регионов, уже признали самым сильным за последние двенадцать лет. Хуже всего ситуация складывалась в Воронеже, Новосибирске, на Сахалине и Алтайском крае (у нас и в Хакассии цена на Аи-92 подскочила аж до 27 рублей за литр). Проблемы испытывали в Брянской и Белгородской областях. На некоторых заправках в московском регионе на конец прошлой недели оставалось только дизельное топливо.
Перебои в поставках бензина почти не коснулись только крупных фирменных сетей АЗС – но и им пришлось постараться, чтобы не допустить кризисной ситуации. Так, «Газпром нефть» в апреле увеличила среднесуточные отгрузки бензина и дизтоплива со своих нефтеперерабатывающих заводов на 3-4% (это на 8-9% выше уровня апреля прошлого года) – до 34,1 тысячи тонн. Это при том, что в марте отгрузки уже увеличивались на 16%.
По данным Росстата, с 1 по 25 апреля бензин подорожал на 1,4%, а по сравнению с началом года – на все 3% (причем за последнюю неделю произошел резкий скачок – с 0,2% до 0,8%). И это, само собой, не предел. По прогнозам Минэнерго, в ближайшей перспективе цены на бензин вырастут еще на 5%.
Совокупность причин
Чем же был вызван новый бензиновый кризис? Здесь наложился друг на друга целый ряд факторов: новый технический регламент (согласно которому в России больше не может продаваться бензин с высоким содержанием серы), ремонтные и регламентные работы на нескольких нефтеперерабатывающих заводах, сезонный рост спроса на моторные топлива и, конечно, резкое повышение с нового года акцизов на топливо.
Помните, как в начале года вдруг начали расти цены на бензин (тогда они даже преодолели предыдущий рекорд мая 2008 года)? С ростом разобрались просто – как мы привыкли решать все проблемы – просто приказав снизить цены. Разбор причин кризиса ограничился тем, что топливные компании обвинили в «ценовом сговоре».
Однако за этим последовал резкий рост цены на сырую нефть в мире, который, естественно, спровоцировал рост цен на нефтепродукты. Так, в США стоимость топлива на АЗС сейчас подбирается к рекордам 2008 г. Средняя цена бензина категории Regular (это аналог наших Аи-92 и 95) на прошлой неделе составила $ 1,02 за литр (рост с начала года – 26%). В Европе рекорды уже побиты – в среднем по ЕС Regular стоит 1,55 евро/л.
При этом в России нефтяные компании свои цены сохраняли на том же уровне. Понятно, такой ситуацией не замедлили воспользоваться трейдеры, которые сразу же начали «гнать» топливо за рубеж. По данным Росстата, в I квартале экспорт бензина вырос с 1,2 млн до 1,8 млн тонн (а производство его при этом осталось на прошлогоднем уровне).
«В кризисе виноваты мы сами»
– Конечно, дефицит бензина в нефтедобывающей стране – это абсурдная ситуация, – признает директор по макроэкономическим исследованиям Национального исследовательского института Высшей школы экономики Сергей Алексашенко. – Однако с другой стороны, мы сделали все, чтобы экспортировать топливо было намного выгоднее, чем продавать его внутри страны. В начале кризиса эксперты предлагали несколько путей его разрешения. Самым правильным и логичным способом, по их мнению, было бы снизить акцизы на топливо. Это решение поддержала и Федеральная антимонопольная служба.
– На определенном уровне критического роста мировых цен на нефть рост экспортной пошлины должен компенсироваться падением акциза, – отметил глава ФАС РФ Игорь Артемьев.
Однако мы, как водится, опять пошли своим путем. Было принято очередное волевое решение – просто-напросто… прекратить экспорт нефтепродуктов.
Что ж, надо думать, это поможет насытить внутренний рынок и на время снять проблему. Но что будет после? Ведь корень всех бед никуда не делся. Стоит «открыть границы», и российский бензин снова начнет «утекать» на запад. Законы рынка – дело тонкое, с ними так просто не поспоришь…
Да и чем обернется такой «поворот бензиновых рек» с внешнего рынка на внутренний для самих компаний? Долго ли смогут работать они за «железным занавесом»? Или, будем надеяться, это была лишь временная мера, а за ней последует принципиальное решение о снижении акцизов? Что ж, поживем - увидим.