Сегодня в Алтайском крае официально насчитывается около трех тысяч инвалидов по слуху – тех, кто не слышит или слышит плохо с детства или оглох в течение жизни. В реальности эта цифра раза в полтора больше – просто многие слабослышащие живут в небольших деревнях, мало общаются с миром, ведут натуральное хозяйство или им помогают родственники. Для таких людей в краевом центре открылась диспетчерская служба видеотелефонной связи для глухих и слабослышащих жителей Алтайского края. Она организована на базе краевого Инновационного центра переводчиков жестового языка.
Телефон для общения
Многие из глухих не владеют жестовым языком, но и владение им не решает всех проблем. Обычному человеку трудно представить, как жить без звука – ни услышать, ни сказать ничего нельзя. Можно читать, писать, но возможности пользоваться городским телефоном практически нет.
Ни такси заказать, ни в справочную аптек позвонить, ни скорую помощь вызвать. Поэтому большинство глухих предпочитают мобильную связь, смс-сообщения – один из основных способов общения с миром, друзьями, родными. Благо некоторые операторы мобильной связи предлагают слабослышащим тарифы с низкой ценой на смс-сообщения. Хотя и тут не все так просто. Так, по федеральному законодательству мобильные телефоны являются средством реабилитации инвалидов по слуху – то есть их стоимость государство должно возмещать.
Однако ведомственным распоряжением наложено ограничение на сумму компенсации – телефон можно взять за цену чуть большую, чем 1800 рублей. Такие телефоны обычно располагают только одной, бесполезной для глухих функцией голосового общения, а длина смс-сообщения у них ограничена 60-70 знаками.
Попросту говоря такие телефоны для глухих бесполезны. Для настоящего общения инвалидам по слуху нужны смартфоны, которые позволяют отправлять и приминать смс-сообщения любой длинны, устанавливать на телефон любые программы текстового и видео общения, выходить с телефона в Интернет, пользоваться электронной почтой. Сейчас инвалиды судятся за право обладать телефонами с теми функциями, которые им нужны.
Понимающий посредник
Однако даже с хорошим телефоном не все проблемы можно решить. И тут приходит на помощь краевая видеотелефонная диспетчерская служба, созданная при поддержке администрации края. Ее услуги для инвалидов бесплатны. По словам директора Дисперческой службы видеотелефонной связи для глухих Вадима Пудовкина, оператор службы, знающий язык жестов, может передать сообщение родственникам, друзьям, знакомым глухого, передать просьбы в органы исполнительной власти, связаться с организациями системы здравоохранения, образования, коммунально-бытового обслуживания.
Для этого глухому или слабослышащему нужно написать диспетчеру письмо по электронной почте (altajdeafhelp@mail.ru), отправить смс-сосообщение на номер 8-923-753-67-70, или факс на барнаульский номер 26-87-30, или выйти на связь с оператором по видеосвязи (адрес: altajdeafhelp) и сообщить свою просьбу.
Так при презентации диспетчерской службы по скайпу на связь вышел мужчина, который жестами объяснил, что у него протекает кран в квартире, и он хочет вызвать слесаря. Особенно актуальна помощь диспетчера для вызова врачей тем, у кого нет родственничков – ведь служба 03 по скайпу и смс не работает.
При видеосвязи у диспетчера есть возможность уточнить любой вопрос, тут же передать информацию нужному абоненту, выступить посредником в общении. Помимо этого инвалид по слуху может заказать услуги сурдопереводчика на нужное ему время.
Сегодня профессиональные сурдопереводчики у службы есть в Барнауле, Новоалтайске и Рубцовске, но впоследствии они могут появиться и в других городах Алтайского края, чтобы ни один инвалид по слуху не чувствовал себя обделенным в общении с миром.