Валентин чуть не сбил человека. Когда возле перекрёстка перестраивался на своём УАЗике в другой ряд, в последний момент заметил безногого инвалида на разделительной полосе. Его голова была на уровне бампера, и увидеть заранее было невозможно. Инвалид подползал к машинам и просил денег. В тот раз ему повезло – Валентин вовремя ударил по тормозам.
Деньги, а не булки
Попрошайки были всегда. В советское время им приходилось прятаться за оградками храмов, чтобы за бродяжничество и асоциальный образ жизни их не забирала милиция. В новейшее время попрошайки выползли на тротуары, а сейчас уже и на проезжую часть.
Строго говоря, попрошаек можно разделить на разные категории. Одни тихо сидят с коробочкой на виду у прохожих, другие активно требуют денег – занимаются активными продажами милосердия к ним. Однако, как опытные маркетологи, такие активные «продажники» очень избирательны в форме принимаемого подаяния. Просто еда им не нужна, некоторые, не стесняясь, говорят: ты меня не корми, а денег дай. Однако и деньги деньгам рознь – за 50 копеек могут обругать – стандартная цена проезда перекрёстка 10-20 рублей.
Число попрошаек, бросающихся к автомобилям на перекрёстках в краевом центре в последнее время резко возросло. Видимо, этот вид активного вымогательства приносит больший доход, чем пассивное сидение на тротуарах. По откровениям самих попрошаек, дневной заработок на дороге колеблется от 200 до 1000 рублей в день.
Многие водители Барнаула заметили, что дорожные нищие появляются одновременно сразу на нескольких перекрёстках – в часы пик – вечером и утром. Пока они «работают» на проспекте Строителей возле вокзала, на проспекте Социалистическом возле кинотеатра «Мир», на Павловском тракте в районе улицы Попова, на проспекте Ленина возле нового рынка. Создаётся ощущение, что действуют организованной группой, но у полиции пока нет сведений об этом – все доставленные в отделения полиции попрошайки поют одну песню: жизнь тяжёлая, прошу сам для себя, да, пропиваю, никому не плачу.
По словам Олега ТОРУБАРОВА, начальника ГУВД по Алтайскому краю, полиция заинтересована в получении от граждан информации об инвалидах-попрошайках – ведь бывают разные случаи – кто-то просто зарабатывает, проживая обычно в съёмной квартире с такими же попрошайками, а кто-то может попасть в рабство. К примеру, не так давно в Подмосковье задержали преступную группу, которая принуждала трёх инвалидов к попрошайничеству. Гарантировать, что подобного не может произойти в Алтайском крае, нельзя.
Образ жизни
По приблизительным оценкам тех, кто вынужден контактировать с попрошайками в крае, только один из пяти может быть условно назван нуждающимся. Остальные на дорожном вымогательстве просто зарабатывают – так же, как и тётеньки, собирающие деньги на операцию ребёнку возле торговых центров, или ловкачи, заклеившие в городе все остановки объявлениями о помощи семье из пяти человек, якобы пострадавшей от наводнений.
Также далеко не все дорожные попрошайки являются настоящими инвалидами. По наблюдению читателей «АиФ-Алтай», некоторые скрюченные судьбой «хромоножки» ходят курить во дворы домов твёрдым шагом, спокойно возвращаются, принимают позу и начинают ковылять.
Попытки социальных служб края разузнать у инвалидов-попрошаек, чем тем можно помочь, наталкиваются на стену непонимания. Ведь, чтобы получить помощь государства, нужно искать работу, оформлять документы, трудоустраиваться – им это не интересно.
Большие пробки
Попрошайки на дорогах раздражают водителей не только назойливостью, но и тем, что создают пробки и аварийные ситуации.
Когда в этом году попрошайки появились на дорогах краевого центра, они были одеты в обычную гражданскую одежду тёмных цветов. Видимо, осознав опасность, к лету почти все дорожные попрошайки Барнаула обзавелись светоотражающими жилетами – теперь они выглядят, как дорожные рабочие.
Пока барнаульские нищие ведут себя относительно тихо, но не исключена порча автотранспорта с их стороны в ответ на ругань водителей. Другая потенциальная опасность – под видом попрошаек могут скрываться мошенники. Пока автолюбитель прогоняет одного «инвалида» прочь, его подельники могут выкрасть из машины сумку с документами и деньгами.
Эффективно бороться с попрошайками полиция пока не может – нужны дополнения в КоАП с санкциями за приставание к гражданам. Но сами граждане могут уменьшить число просящих, если перестанут подавать милостыню. Особенно в тех местах, где это создаёт реальную угрозу жизни и здоровью самих инвалидов и других участников движения.
К слову
Большинство профессиональных попрошаек не могут внятно рассказать о себе, а лишь повторяют заученные фразы. Так же те, кто по настоящему попал в беду, редко ругаются на тех, кто пытается с ними заговорить и расспросить. Профессиональному нищему разговоры ни к чему – для него это недополученная прибыль.
Мнение эксперта
Олег КАРКОШКИН, начальник отдела ГИБДД УМВД России по г. Барнаулу
– Нарушения ПДД инвалидами обычно сезонные. Люди, которые занимаются попрошайничеством на проезжей части, чаще всего не из нашего региона и имеют только временную регистрацию – это жители Молдовы, Таджикистана и т.д. Работа с этими участниками дорожного движения ведётся. Лица привлекаются к административной ответственности по ст. 12.29 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения»), они доставляются в отдел полиции для установления личности. Процентов 99 из них – это инвалиды. С ними проводится профилактическая работа, выписывается штраф. Статистику – сколько оформляется таких пешеходов – мы не ведём. А всего с начала года к ответственности за нарушение ПДД было привлечено около 19 тыс. пешеходов.
Мнение власти
Александр ДОБРОВОЛЬСКИЙ, начальник УМВД России по г. Барнаулу, полковник полиции:
– Действительно, в Барнауле существует такая проблема, что граждане с явными признаками физических отклонений (инвалиды) занимаются попрошайничеством на проезжей части, когда поток машин останавливается на светофоре.
В случае выявления таких лиц впервые с ними проводят профилактическую беседу, при повторном попадании в «поле зрения» полиции, таких граждан доставляют в отделы полиции. Сотрудники полиции в дежурной части устанавливают их личность, задержанные проходят процедуры фотографирования и дактилоскопирования. Сведения о них заносятся в базу данных. В ходе работы с данными гражданами установлено, что они занимаются попрошайничеством добровольно, без какого-либо принуждения со стороны других лиц и в связи с тяжёлыми условиями жизни, отсутствием жилья и иного дохода. Вместе с тем необходимо отметить, что рычагов воздействия на данную категорию лиц немного, поскольку в Российском законодательстве нет норм, регламентирующих ответственность лиц, склонных к бродяжничеству и попрошайничеству. Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность только за вовлечение несовершеннолетнего лица в совершение попрошайничества.